Выставки
28 ноября в пространстве выставочного центра «Пакгауз» состоится открытие выставки «Морской роман под парусом». Новый проект – это рассказ о знаменитых кругосветных экспедициях, великих капитанах, людях, увлеченных морем, и их литературных произведениях. Он объединит в выставочном пространстве произведения изобразительного искусства, авторские фотографии, редкие книги из музейного фонда о путешествиях, море и тех, кому удалось покорить эту стихию.
Литература о море для Музея Мирового океана имеет особое значение. Маринистика – это не только приключения и поэтическое описание морской стихии и дальних стран. Это страницы истории судостроения, выдающихся морских походов и сражений, деятельности русских адмиралов и путешественников, которые отражены в отчетах о путешествиях и мемуарах.
Один из разделов экспозиции – «По следам великих путешественников» – посвящен мореплавателям, открывателям новых земель. О кругосветных экспедициях второй половины XVIII – начала XIX веков мы знаем из произведений Крузенштерна, Лисянского, Коцебу, Беллинсгаузена, Литке и других российских морских деятелей. Их отчёты о путешествиях – это увлекательные литературные произведения, которые расширяли кругозор обычных читателей.
Мы грезим парусниками с детства читая Жюля Верна, Джека Лондона, Александра Грина. Другой раздел выставки – «По волнам литературных произведений» – представит посетителю книги, написанные мастерами слова – участниками морских экспедиций и путешествий, писателями-романтиками, для которых море – стихия, открывающая личностные качества человека. Наиболее значительное произведение в жанре морских путешествий – книга «Фрегат Паллада» Ивана Александровича Гончарова, в которой автор описал кругосветное плавание на военном парусном корабле «Паллада» в 1852-1855 годах. Автор знакомит нас с мировосприятием разных народов – их обычаями, ритуалами и верованиями.
Особый раздел выставки – «Морской роман по-калининградски». Здесь посетитель сможет познакомиться с книгами из одноименной серии Калининградского издательства, которые выпускались с 1963 по 1993 годы и имели особый – уменьшенный «карманный» формат. Это романы морской тематики известных русских и зарубежных писателей, которые можно полистать, удобно устроившись в кресле, в пространстве выставочного зала.
Выставка «Морской роман под парусом» откроет свои двери для посетителей 29 ноября. (Выставочный центр «Пакгауз», Калининград, наб. Петра Великого, 5).
Возрастное ограничение: 0+
Музей Мирового океана и Государственный музей А. С. Пушкина представляют новый выставочный проект, который познакомит жителей и гостей западного региона России с многообразием, особенностями, традициями и обычаями народов нашей многонациональной страны. Посетители Морского выставочного центра увидят иллюстрации Емельяна Корнеева из уникального двухтомного издания «Народы России, или Описание обычаев, нравов и костюмов разных народов империи» из фондов Государственного музея А. С. Пушкина.
В 1802 году император Александр I отправил с экспедицией в Сибирь, Поволжье и на Кавказ генерала Георга Спренгпортена с целью изучить проживающие на этих территориях народы, их нужды и обычаи. В состав команды экспедиции вошел Емельян Михайлович Корнеев – выпускник Петербургской Академии художеств, художник–гравер и рисовальщик, который за время поездки создал большое количество интереснейших этнографических рисунков-наблюдений.
В двухтомное издание «Народов России…» вошло 96 гравюр с изображением видов отдаленных уголков Российской Империи и облика народов, ее населяющих – русских, татар, башкир, киргизов, якутов, чеченцев, грузин, чувашей, тунгусов, мордовцев и многих других. Герои Корнеева изображены в конкретной обстановке: на фоне пейзажа или в интерьере жилища. Ощущение достоверности создают точно и ярко, хотя и слегка идеализировано выписанные национальные костюмы, предметы мебели, утварь, оружие, средства передвижения.
Значительная часть иллюстраций, представленных на выставке, посвящены русской народности. Рисунки Корнеева иллюстрируют обряды крещения, венчания, соборования и погребения, передают особенности бытовой жизни русских. На гравюрах запечатлены и моменты досуга – игры в бабки, свайку, городки, пристенки; народные гуляния – русская пляска, катание на коньках и на ледяной горке.
Особое внимание автор уделяет и самому многочисленному народу Российской империи после русских – татарам. Мастер передает не только их образ жизни, характер, занятия, обряды и обычаи, но и знакомит с широкой географией расселения татар.
Герои Корнеева наделены психологическими чертами, характером, присущим той или иной народности. Знакомство с гравюрами художника – на выставке представлено само издание альбома, ставшее библиографической редкостью – позволяет увидеть многообразие и богатство, культурную специфику народов России, «совершить путешествие» по тем территориям, где они проживают.
Выставку дополнили деревянные модули, которые представляют, согласно карте того времени, расположение губерний Российской империи. А репродукции листов «Народов России» расположены в привязке к географии расселения народов.
XIX век для российских мореплавателей богат в области географических открытий. Одним из видных географов того времени был Федор Петрович Литке – адмирал русского флота, известный своими исследованиями Арктики и кругосветным плаванием. Выставка «Вокруг света на шлюпе «Сенявин» повествует об экспедиции Литке к берегам Охотского и Берингова морей, Шантарских островов и Русской Америки.
Жизненный путь графа Литке долог, а его послужной список более чем внушителен: Президент Российской Академии наук, вице-президент Русского географического общества, воспитатель цесаревича Константина Николаевича, главный командир Кронштадтского порта и организатор его обороны во время Крымской войны, участник и организатор многочисленных морских плаваний. В его честь будут названы гора, мыс, полуостров, острова, пролив, ледокол, а также учреждена медаль Русского Географического общества.
Кругосветному плаванию на шлюпе «Сенявин» предшествовало несколько экспедиций, в которых участвовал Федор Петрович. Среди них – путешествие на Камчатку и к берегам Новой Земли. Уже в звании лейтенанта Федор Литке блестяще справился со сложнейшими задачами, исследуя северные берега нашего отечества. А в 1826 году он был назначен капитаном в кругосветной экспедиции на барке «Сенявин». Для экспедиционных нужд специально выстроили шлюп «Сенявин», водоизмещением 300 тонн, длиной 30 м, вооружив 16 пушками. Не одно испытание стихией выдержало это судно.
По итогам плавания, как писал сам Федор Петрович: «…в Беринговом море определены астрономически важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу, описаны подробно остров Карагинский и берег Чукоцкой от мыса Восточного до устья реки Анадырь». Кроме того, основательно исследован Каролингский архипелаг, в котором открыто 12, а описано 26 групп или отдельных островов. Опубликованный отчет Федора Литке был удостоен Демидовской премии, а сам автор избран членом-корреспондентом Императорской академии наук.
Посетители выставки «Вокруг света на шлюпе «Сенявин» познакомятся с одной из самых блестящих по научным результатам за всю историю российских парусных кругосветных плаваний экспедицией. В экспозиции представлена репродукция уникального атласа с этнографическими, антропологическими зарисовками, ботаническими пейзажами посещённых во время путешествия земель из фондов Научной библиотеки Русского географического общества.
Выставку дополнят бытовые и культовые предметы, военное оружие, музыкальные инструменты, украшения различных народов из этнографической коллекции Хуберта Матишека.
Новый выставочный проект представляет живописные работы калининградского художника Виталия Короткова.
Увлеченный природой, городской архитектурой, колоритом Калининградской области, художник создал множество произведений в разных жанрах. Но пейзаж, в котором встречаются культура и природа, современность и история, занимает особенное место в творчестве художника.
Одним из главных источников вдохновения для Виталия Короткова стало Балтийское море. Художник в своих работах мастерски передает разный характер Балтики. Хорошо знакомое жителям Калининградской области море – стихия загадочная и изменчивая. Кисть художника уловила его в разных настроениях: тихим и ласковым, грозным и бушующим.
Мастер передает не только цвет и нрав Балтики, но и Калининградского, Куршского заливов, а также реки Преголи с её медленным течением. Картины мастера – не просто пейзаж – это настоящие цветовые симфонии, посвященные взаимоотношению человека и моря. В фокусе внимания – объекты Музея Мирового океана, с которым автора связывает многолетнее творческое сотрудничество: корабли, исторические лодки, музейные экспонаты на набережной – отражение действительности через сюжет, композицию, колорит.
Какого цвета Балтика? Ответ на этот вопрос каждый найдет на выставке живописи калининградского художника Виталия Короткова, где представлены не только произведения как из фондов музея, но и из личного собрания автора.
Виталий Геннадьевич Коротков
Закончил отделение художественного оформления Ивановского художественного училища.
В 1989–1993 гг. занимался реставрацией в православных храмах Ивановской области, работал в художественно-оформительском кооперативе. Член Калининградского отделения Союза художников России (2001). Постоянный участник региональных и международных выставок. Большое место в творчестве занимает современный и исторический архитектурный пейзаж, природа и ее изменчивость, сдержанный колорит Янтарного края. Работает в жанрах натюрморта и портрета.
Работы автора находятся в фондах Музея Мирового океана, Калининградского музея изобразительных искусств, Историко-художественного музея, а также в частных коллекциях во многих странах.
В преддверии Дня озера Байкал Музей Мирового океана представляет выставочный проект «Миры» на Байкале», посвящённый экспедициям двух легендарных глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» на самое глубокое озеро планеты.
Возраст Байкала по оценкам ученых – 25-35 миллионов лет. История его происхождения вызывает научные споры и сегодня. Попытки разгадать эту тайну предпринимаются уже 300 лет.
Новая страница исследования озера началась с применением глубоководных обитаемых аппаратов 1977 году. Тогда на Байкале прошли испытания аппараты «Пайсис-VII» и «Пайсис ХI». Подводные экспедиции – вторая состоялась в 1990-1991 годах – были ориентированы в основном на проведение геологических исследований. Всего «Пайсисами» было выполнено около ста погружений для изучения подводных склонов, геоморфологической и магнитной съемки, измерения теплового потока, подводного фотографирования. Большое внимание уделялось изучению строения подводного хребта Академический. По итогам работ составлена геологическая карта Байкальской впадины и разрез дна озера. С результатами погружений посетителей знакомит первый блок выставки.
Глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» исследовали Байкал с 2008 по 2010 годы. За три года было выполнено 176 погружений на всей акватории озера. Ученые исследовали флору и фауну Байкала, изучали поведение живых организмов на различных глубинах, рельеф подводных склонов, обнаружили места выхода подводных гидротермальных источников и грязевых вулканов, опустились в самую глубокую точку озера, расположенную рядом с островом Ольхон. А наиболее важным открытием стало обнаружение на дне озера холмов, состоящих из твёрдых льдообразных газогидратов. Ученые уверены, что именно они станут топливом будущего.
Выставка «Миры» на Байкале» познакомит посетителей с историей исследований озера Байкал и его уникальной природой и, конечно, расскажет о создателе глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2», Герое России, океанологе, инженере Анатолии Михайловиче Сагалевиче. На выставке можно увидеть чертежи легендарных аппаратов, уникальные фотографии из архива Фонда содействия сохранению озера Байкал, макет «Мир-2», подаренный кинорежиссёром Джеймсом Кэмероном, а также геологические образцы, поднятые с 600-метровой глубины озера.
Музей Мирового океана представляет совместный с ГМЗ «Петергоф» выставочный проект, рассказывающий об истории строительства и бытования императорских яхт, их роли в жизни царского двора.
В российском флоте императорские яхты существовали более двухсот лет. Первые – «Мункер» и «Счастье» – принадлежали основателю российского флота Петру I.
В течение XVIII века в Балтийском флоте уже числилось более тридцати придворных и адмиралтейских яхт. Некоторые из них, например, яхта «Счастье», поражали богатым наружным декором и роскошной внутренней отделкой. Со временем существенно меняются конструкция и внешний облик императорских яхт. В середине XIX века, во времена правления Николая I, появляются изящные быстроходные суда, обладающие лучшей мореходностью и повышенной комфортабельностью. Их внутренняя отделка и интерьеры приближаются к убранству дворцов.
Выставка познакомит с историей строительства и бытования яхты «Штандарт», принадлежавшей императору Николаю II – самой большой океанской и самой совершенной по инженерно-корабельной технике того времени. А также с необычными яхтами императорского флота – «Ливадия», «Царевна», «Полярная звезда» – и связанными с ними важными дипломатическими встречами и событиями. «Полярная звезда» и вовсе стала царской резиденцией. На её борту была даже церковь.
Тематические живописные и графические произведения, уникальная коллекция яхтенных императорских сервизов, предметы «морского» обихода из коллекции государственного музея-заповедника «Петергоф» и музея-заповедника «Музей Мирового океана» позволят всецело ощутить себя на борту роскошного парусника. Выставку дополнят одежда и предметы быта, книги и фотографии, которые повествуют о традициях, связанных с пребыванием монаршей фамилии в морских походах.
На открытой территории Военно-морского центра Музея Мирового океана открылась совместная с ФГУП «Росморпорт» фотовыставка «На передовой новых вызовов».
Фотовыставка посвящена 20-летию успешной деятельности ФГУП «Росморпорт» на благо морской отрасли России. Экспозиция демонстрирует многообразие направлений деятельности ФГУП «Росморпорт» как стратегически значимого, системообразующего предприятия морской отрасли. «Росморпорт» обеспечивает необходимые условия для безопасного судоходства в акваториях 59 из 63 морских портов России для сотен тысяч российских и иностранных судов.
Являясь владельцем крупнейшего дноуглубительного флота в стране (на сегодняшний день – 42 судна), «Росморпорт» занимается проведением дноуглубительных работ для достижения навигационных параметров акваторий морских портов.
Одна из приоритетных задач, стоящих перед предприятием и морской отраслью в целом, стратегически значимая для государства, – обеспечение непрерывного развития ледокольного флота для укрепления транспортной и логистической инфраструктуры на всём пространстве страны. «Росморпорт» владеет крупнейшей в мире неатомной ледокольной группировкой судов, которая включает в себя 34 ледокола и ледокольных буксира, ежегодно осуществляющих тысячи операций во льдах.
В планах предприятия – дальнейшее развитие группировки портового флота, поддержание проектных глубин в акваториях морских портов и на подходах к ним, проведение капитальных дноуглубительных работ при реализации стратегически значимых проектов развития портовой инфраструктуры.
Информацию о деятельности предприятия, наиболее значимых достижениях за 20 лет и реализуемых проектах сопровождают уникальные красочные кадры судов ФГУП «Росморпорт» и портовой инфраструктуры, находящейся в хозяйственном ведении предприятия.
На борту легендарного научно-исследовательского судна «Космонавт Виктор Пацаев» открылось обновленное экспозиционное пространство – «Медицинский блок».
Посетители смогут побывать в амбулатории, стерилизационной, лазарете и изоляторе, увидеть оборудование, материалы и медикаменты, которыми пользовались судовые врачи, узнать, как проходило лечение больных, с какими типичными заболеваниями приходилось иметь дело.
На каждом судне с экипажем более девяносто человек, согласно Конвенции о труде в морском судоходстве должен быть врач. Он подчиняется непосредственно капитану. На НИС «Космонавт Виктор Пацаев» согласно штатного расписания были предусмотрены должности врача и фельдшера.
Судовой врач имеет обширные обязанности от экстренного оказания помощи до санитарного обследования судна: подготовка экипажа перед отправлением в рейс, оборудование судового госпиталя и даже просветительская работа!
Главной качество – профессионализм и универсальность.
Посетить новую выставку можно в рамках экскурсионного маршрута на НИС «Космонавт Виктор Пацаев» со среды по понедельник в 12:00, 14:00, 16:00 и 17:00.
Билеты – в кассе выставочного центра «Пакгауз».
«В морях Герой». Картины из жизни Петра I — совместный художественно-просветительский проект Музея Мирового океана и Государственного музея-заповедника «Петергоф».
Петергоф представляет гостям и жителям Калининграда картины из жизни Петра I, по мотивам триумфальных побед самого морского императора России — Петра Великого.
Еще в елизаветинской России сложился официальный культ Петра I. Каждый российский монарх считал своим долгом почтить великого реформатора, при каждом создавались произведения искусства, закладывались памятники и устраивались тематические мероприятия. С особым размахом праздновалось 200-летие со дня рождения Петра при Александре II в 1872 году. Император задумал показать современникам петровскую историю в ее текущем прочтении. Кульминационным мероприятием празднеств стало народное гуляние на Марсовом поле в Северной столице. На всеобщее обозрение представили «30 картин из жизни Петра Великого». Список сюжетов для живописных произведений утверждался императором лично. Спустя 150 лет, во время подготовки к 350-летнему юбилею Петра, было принято решение воссоздать историческую экспозицию.
Выбранные сюжеты объединены темой морских викторий Петра. Калейдоскоп сцен складывается в единую живописную оду «в морях Герою» (М.В. Ломоносов). Молодой царь, который впервые вступил на палубу корабля в Архангельске, становится могущественным повелителем, командующим четырьмя флотами коалиции северных морских держав. Осмысление образа Петра Великого живописцами начала XXI века — вклад наших современников в национальную традицию чествования императора. Петр в работах художников нашего времени предстает не просто как человек — он легенда и образ России в ее настоящем и будущем.
Познакомиться с выставкой можно в историко-культурном центре «Фридрихсбургские ворота» с 24 августа.
Ко Дню географа на набережной Музея Мирового океана открылась выставка «Маяки России»
16 августа на набережной исторического флота открылась выставка «Маяки России» – совместный проект Русского географического общества, Главного командования Военно-Морского Флота России и Музея Мирового океана. «Маяки России» – это 24 фотоработы, которые предоставляют посетителям возможность познакомиться с историей и географией маячной службы – от Сахалина до Калининграда.
В России появлению маяков способствовало зарождение и развитие военно-морского флота. Еще со времен Петра Великого на берегах Финского залива и Азовского моря стали появляться плавучие и береговые навигационные знаки. Со временем такие сооружения совершенствовались – на смену дереву – материалу, из которого строился маяк – приходил камень, менялось топливо, устройство маячного освещения, стали появляться маячные оптические аппараты. Столетиями маяки России освещали морякам путь, давая надежду на спасение. Даже сегодня, отслужившие свой век, они красивы, уникальны и романтически притягательны.
На выставке можно увидеть старейший маяк Толбухин, который находится под охраной ЮНЕСКО, маяк Анива – жемчужина Сахалина, один из самых труднодоступных маяков России, который почти 80 лет спасал морские суда от гибели у каменистых берегов Охотского моря, последний обитаемый плавучий маяк, построенный в мире – «Ирбенский», который сегодня несет культурную вахту на набережной Музея Мирового океана и многие другие.
Художественные ракурсы, которые уловили взгляды фотографов, подчеркивают индивидуальность каждого сооружения, предают особую атмосферу – маяки запечатлены в тумане или на закате, на фоне Млечного пути или полярного сияния.
Выставочный проект «Маяки России» призван не только передать красоту и романтику маячной культуры, но и привлечь внимание к истории маячного дела в России, напомнить о необходимости бережного отношения к морскому культурному наследию.
Ко Дню географа в Морском выставочном центре Музея Мирового океана откроется выставочный проект «Василий Васильевич Юнкер. Путешествие по Африке».
Юнкер – самый известный русский исследователь Африки. Одно из главных его достижений – установление точного положения водораздела Нил – Конго. На жарком континенте Земли Василий Юнкер провел более 11 лет. По результатам путешествий была составлена четырехлистная карта, охватившая огромную, ранее неизвестную территорию в восточной части материка. Юнкер, не имевший сложных приборов для астрономических наблюдений, осуществил чрезвычайно точную для того времени топографическую съемку. Полное и детальное описание африканских путешествий, исследований и даже приключений нашли свое место в трехтомном труде Василия Васильевича «Путешествия по Африке».
Посетители выставки познакомятся с репродукциями иллюстраций к изданию из фондов Научной библиотеки Русского географического общества, откроют для себя экзотический континент глазами неутомимого исследователя, прочитают дневниковые записи, в которых большое внимание Юнкер уделял описанию быта и повседневной жизни коренного населения, увидят карты с маршрутом экспедиции, рисунки, сделанные во время путешествия.
Выставку дополнят предметы из собрания Музея Мирового океана – бытовые и культовые предметы, а также произведения декоративно-прикладного искусства народов Африки.
Совместный проект музея-заповедника «Музей Мирового океана» и Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» рассказывает об истории и традициях морских парадов в России времен Петра Великого.
Именно первому российскому императору принадлежит идея проводить ежегодные военно-морские праздники с парадами кораблей и орудийными салютами. Эта традиция имеет более чем трехвековую историю. Первый парад в Санкт-Петербурге состоялся в 1714 году и был приурочен к крупной победе русского флота, впервые одержанной в сражении при Гангуте в ходе Северной войны. В последующем эти парады имели большое значение – они поддерживали воинский дух моряков и укрепляли международный престиж России как морской державы.
Графические листы из коллекции Исаакиевского собора позволяют погрузиться в историю одного из важнейших торжественных церемониалов российского флота. Основная часть выставки представлена работами в жанре городского пейзажа. Взгляд лучших мастеров эстампа сохранил на бумаге облик прекрасного города, ключевые морские победы молодого русского флота и пышные торжества, в честь устраиваемых Петром I морских праздничных парадов.
Выставку дополнили произведения из фондов Музея Мирового океана. Графические работы Андрея Троня – не просто исторические иллюстрации, а детально реконструируемые события на холсте, связанные с эпохой Петра I. Сюжеты графических листов приглашают в путешествие вместе с Петром I за границу в составе «Великого посольства», где государь предстает как основоположник судостроения в России.
Юрий Иванов - учёный, писатель-маринист, член Союза писателей СССР, общественный деятель, заслуженный работник культуры РСФСР, большой друг Музея Мирового океана. Главная тема писателя - человек в море. В 1988 году Юрий Иванов возглавил Калининградское отделение Российского фонда культуры. При его участии в Калининграде появились памятники И. Канту и А.С. Пушкину, начато восстановление Кафедрального собора, открыт музей немецкого скульптора Г. Брахерта. Делом чести для писателя-мариниста Юрия Иванова стало спасение научно-исследовательского судна «Витязь» и создание на его борту музея. Во время перехода «Витязя» от заводского дока до музейного причала 12 июля 1994 г. Юрий Николаевич был на борту, как всегда с фотоаппаратом и блокнотом для рисунков. Серию рисунков, сделанную Ю.Н. Ивановым в день швартовки «Витязя» к музейному причалу 30 лет назад, можно увидеть в холле кают-компании научно-исследовательского судна.
Уникальные палеонтологические находки можно увидеть в Морском выставочном центре Светлогорска. Среди них – древние морские жители планеты с непривычными для слуха обывателя названиями – аммониты, белемниты, гастроподы и другие обитатели древних эпох. Знакомство с ними – это возможность заглянуть в далекое прошлое Земли.
Например, некоторые аммониты – головоногие моллюски – современники динозавров – жили на земле около 400 миллионов лет назад, на огромных глубинах древнего океана Тетис. Долина аммонитов вдоль русла реки Белой – уникальный природный памятник Адыгеи. Сегодня, прорезая свой путь сквозь горную породу, сине-зеленые воды реки Белой вскрыли остатки древних морских жителей. Но как же все эти существа оказались на вершинах гор? Дело в том, что Кавказские горы сформировались на месте древнего океана Тетис, когда примерно 25 миллионов лет назад столкнулись две плиты – Аравийская и Евразийская. При столкновении плит, породы морского дна были сжаты в складки, сформировав горную цепь. Таким же образом сформировались другие горные системы планеты – от Гималаев до Кордильер, и почти везде высоко в горах, где обнажаются древние осадочные породы, можно встретить окаменелости морских организмов разных геологических эпох.
Новая выставка из собрания Музея Мирового океана расскажет посетителям, кто обитал на Земле, «Когда горы были морем».
26 июня скульптору-анималисту Андрею Валериановичу Марцу исполняется 100 лет. К юбилейной дате Музей Мирового океана готовит большой выставочный проект – «Гений анималистики».
Скульптор Андрей Марц за годы творчества создал целый мир удивительных рыб, птиц и других диких животных. Тема океана в искусстве – одна из основных тем Музея Мирового океана. Коллекцию работ заслуженного художника РСФСР Музей начал формировать почти 30 лет назад. В далеком 1995-ом году президент музея-заповедника «Музей Мирового океана» Светлана Сивкова познакомилась супругой художника – искусствоведом, заведующей отделом скульптуры ХХ века Третьяковской галереи – Людмилой Викторовной Марц. Благодаря поддержке Людмилы Викторовны в 1996 году в музее с большим успехом прошла выставка скульптуры Андрея Марца «Рыбы и птицы».
Разнообразие подводного мира, понимание неповторимости живой пластики движущегося животного стало источником вдохновения для создания необыкновенных декоративных образов. Работы Андрея Марца поражают воображение: в живой природе не найти аналогов для таких произведений художника как «Рыба – ковш» или «Рыба – бычок» – это наполненные юмором импровизации на тему подводного мира.
Фото из архива семьи Марц
Выставка в честь 300-летия со дня рождения Иммануила Канта
…такой город, как Кенигсберг на Прегеле,
можно признать подходящим для расширения знания и человека, и света.
Здесь и без путешествия можно приобрести такое знание.
Иммануил Кант
В честь 300-летия со дня рождения Иммануила Канта Музей Мирового океана подготовил новый выставочный проект «История с географией. Город Канта». Выставка полностью преобразила экспозиционное пространство Королевских ворот, расскажет об эпохе Канта, его учении, силе мысли, охватившей целые континенты и устремившейся за земные пределы. Предметы из фондов музея подчеркивают уникальное географическое положение Кенигсберга, которое определило его судьбу как города укрепленного и при этом торгового, просвещенного, научного центра своей эпохи. Отдельный раздел посвящен тесным связям Восточной Пруссии с Россией.
Иммануил Кант — философ, этик, естествоиспытатель, во многом предвосхитивший науку будущего. И город Канта предстает перед посетителями городом, который всегда в движении. Здесь и разноголосица старого порта – одного из любимых мест кантовских прогулок, о нем рассказывают старинные весы, монеты, археологические находки, карты торговых путей. Мы видим, как бьется «пульс города» в XX-XXI вв.: действующий сегодня паромный комплекс, суда, связывающие регион с разными частями света.
Второй зал выставки знакомит гостей с Кантом-ученым, его напряженной мыслительной работой, которая, как город, - никогда не останавливалась. Какую роль играли ученые в обществе той эпохи, с кем работал и дружил Кант, какие суждения предшественников и современников повлияли на формирование его космогонической теории, видение географии, на философские принципы, которые охватывают все аспекты его учения; как умение мыслить и видеть мир системно позволили обогнать время и сформировать подходы, которые проложили путь современной науке – на эти вопросы вы найдете ответы здесь. Акцент экспозиции - купол звездного неба, где можно следить за движением небесных тел. В зале представлена и уникальная книга – «Физическая география» Иммануила Канта, впервые изданная на русском языке Музеем Мирового океана при поддержке партнеров. И конечно, имя Канта навсегда связало город и его университет с мировой наукой и духовным достоянием человечества. Развитию университета, кантовской alma mater и места, где ученый всю жизнь преподавал различные дисциплины, научного центра, принимавшего студентов из Европы и России, посвящен этот раздел.
«Презумпция выдающейся учености». Эта фраза характеризует отношение современников к Иммануилу Канту. Еще не было всемирного признания его теорий, широкой известности. Но все, кто с ним работал или просто был знаком, понимали, что этого человека ждет великое, вечное будущее. При этом Кант – гений места, его имя неразрывно связано с нашим городом. Через музейные предметы мы хотим это показать», - отметила куратор выставки, заместитель генерального директора музея-заповедника «Музей Мирового океана», к.б.н. Лариса Зубина.
Третий раздел рассказывает о городе-крепости. И пусть для многих связь истории фортификации и биографии Канта неожиданна, но форты придают неповторимые черты городскому ландшафту во все времена. Мы видим, как меняется, ищет свой путь город-порт, город-университет, город-крепость. Будущее заставляет и философскую мысль искать новые пути, как когда-то искал и нашел их Кант.
Выставка работ народного художника СССР и РФ, президента РАХ Зураба Церетели
Музей Мирового океана знакомит вас с одним из ярчайших художников современности, чьи произведения можно встретить в разных уголках планеты, а вклад в культуру нашей страны и мира сложно переоценить. Созданного его руками хватило бы на несколько жизней. Он всегда индивидуален и узнаваем. И, наконец, его имя никого не оставит равнодушным.
В Морском выставочном центре музея (Светлогорск) открыта выставка работ народного художника СССР и РФ, лауреата Государственных премий СССР и РФ, президента РАХ Зураба Церетели «Ожившие сны», приуроченная к 90-летию мастера. В юбилейный год выставки работ Зураба Церетели проходят по всей России: в региональных государственных музеях и галереях, в художественных вузах страны, других культурных институциях. Музей Мирового океана представляет в своих залах на берегу Балтики художественные полотна, эмали, скульптуру, а также предметы, характеризующие неповторимую атмосферу мастерской художника, чья жизненная сила соединяет в произведениях самые различные жанры, техники и виды изобразительного искусства, наполняя их страстью и энергией. Посетители уже назвали выставку главным летним проектом года, "витамином для души".
«Художественные полотна Зураба Церетели Музей Мирового океана привез в самый западный российский регион впервые. Зураб Константинович без преувеличения – гений современности, и мы приглашаем всех ближе с ним познакомиться. Уверены, что наши посетители оценят масштаб личности мастера, его особый взгляд на жизнь и искусство», - отметила президент музея-заповедника «Музей Мирового океана» Светлана Сивкова, напомнив, что сегодня на территории музейных Фридрихсбургских ворот можно увидеть скульптурную композицию «Детство Петра» - подарок президента РАХ к 350-летию со дня рождения Петра Великого. Также в рамках соглашения между Российской академией художеств и Музеем Мирового океана в 2023 году в Калининградской области состоялся художественный пленэр.
Подробнее о Зурабе Церетели - на сайте РАХ
Несколько сотен кораблей в одном зале? В Музее Мирового океана это возможно!
Выставка «Корабельная архитектура» представляет образцы и достижения морской науки и судостроения XX века. Центральное содержание выставки - миниатюрные судомодели из коллекции Юргена Брюманна. Владелец собирал ее более 60 лет, и специалисты предполагают, что на сегодня это самое крупное собрание миниатюрных образцов военной и другой техники, стоявшей на вооружении СССР, ГДР и Польши в послевоенное время. Миниатюры были переданы Музею Мирового океана в 2023 году, и сразу началось их атрибутирование.
Впервые часть коллекции была представлена в октябре в Морском выставочном центре музея (Светлогорск) в рамках программы «Корабельные чтения». Теперь несколько сотен кораблей «ошвартуются» в помещениях Фридрихсбургских ворот в Калининграде. Проиллюстрируют тему выставки произведения живописи из фондов музея. Яркий акцент выставки и один из самых привлекательных ее предметов – интерактивная модель судоверфи, которая поможет проследить разные этапы рождения корабля.
Фридрихсбургские ворота Музея Мирового океана – это рассказ о судостроении от Петра Великого до настоящего времени. Новая выставка помогает соединить историю и современность, рассказать еще больше об особенностях судов разных типов и назначений, отмечают кураторы выставки «Корабельная архитектура».
Предметный ряд дополняют фуражки ВМС разных стран из коллекции Евгения Гришковца, которую драматург передал на хранение и экспонирование в Музей Мирового океана. Накануне писатель привез для экспонирования еще семь головных уборов, представляющих образцы морской формы Вьетнама, Мексики, Чили, Камбоджи, Мьянмы, Ливана, Аргентины. Всего представлено 46 фуражек более чем из 30 стран мира.
Проект о жизни во всей ее широте
Врамках подготовки к открытию корпуса «Планета Океан», которое запланировано на 2024 год, музей представляет выставочный проект с необычным названием "Скелеты из шкафа". И пусть такое имя выставки никого не пугает: мы посмотрим на мир взглядом зоолога, генетика, палеонтолога, антрополога и другим специалистов естественно-научного направления. А людям науки этот материал повествует исключительно о жизни на Земле.
В современном обществе изображение черепа и костей стал своеобразным элементом маргинального эпатажа, а еще - маркировкой опасных токсических веществ. Да и само появление выражения «скелет в шкафу» связано с медициной. Врачам в Британии до 1832 года не дозволялось работать с мёртвыми телами. Доступными для вскрытия были тела казнённых преступников. Врачи чаще всего стремились сохранить скелет для научно-исследовательских целей, но открыто не афишировали это. По этой причине всех врачей подозревали в том, что они прячут скелеты в шкаф, подальше от посторонних глаз. Творчество, искусство резьбы – это тоже про кость. И ученые, подобно художникам, видят в этом материале историю жизни и эволюции, которая превосходит самый захватывающий приключенческий роман. Стоит только присмотреться.
Новая выставка в Музее Мирового океана масштабно представляет заявленную тему. В состав предметного ряда вошли палеонтологические образцы, экзоскелеты беспозвоночных животных - моллюсков, ракообразных. Скелеты морских животных раскрывают тайны жизни под водой, продемонстрируют, как обитатели приспосабливались к различным условиям.
Размер самого маленького предмета выставки - всего 0,2 см, и его можно будет увидеть только под микроскопом. Есть и крупные «экземпляры» - стоит только вспомнить «звезду» музейной экспозиции, 16-метровый скелет кашалота, добытого калининградскими китобоями в 1979 году! «Компанию» ему составят скелет длиной 6,5 м (и он же самый редкий из представленных на выставке). Образец расскажет о судьбе вымершего животного - стеллеровой коровы. В фондах музея находится уникальный, можно сказать, «эталонный экземпляр»: один его элементов позволил выделить ядерный ДНК этого животного.
«В следующем году мы ждем открытия нашего нового корпуса «Планета Океан», и сейчас активно готовим будущие экспозиции. Выставка «Скелеты из шкафа» стала своеобразной «репетицией». Новеллы выставки - скелет стеллеровой коровы, моржа и белухи из наших фондов, которые мы собрали и представили в пространстве музея впервые. Планируем, что в следующем году мы сможем представить широкий ряд предметов биологической коллекции музея в экспозиции «Лаборатория жизни» нашей «Планеты Океан», - отметила генеральный директор музея-заповедника «Музей Мирового океана» Светлана Сивкова. .
Отметим, что география и создателей выставки, «достававших» скелеты «из шкафа», и самих ее предметов простирается от Калининграда до Чукотки.
Выставка в пространстве бастиона "Литва" - нового объекта музея
Экспозиция переносит посетителей в петровскую эпоху: повествует о развитии судостроения, устройстве городской фортификации, с которой Петр Первый знакомился во время неоднократных визитов на эту землю.
«Был бы флот, а гавани найдутся» - первый крупный выставочный проект, разместившийся на территории бастиона «Литва». Зарождение петровского флота, возведение верфей и заводов, продукция которых использовалась для строительства и оснащения кораблей - главная тема выставки, в создание которой по инициативе Музея Мирового океана внесли свой вклад музеи-участники Ассамблеи петровских музеев, созданной в год 350-летия первого русского императора и объединившей более ста музеев в разных регионах страны. Также экспозиция отправит посетителей в путешествие по городам, где сохраняют петровские традиции и морскую культуру. Реплики петровских кораблей, морские традиции, фестивали и праздники повествуют о работе исторических реконструкторов, музеев, энтузиастов морского дела. В Калининграде дань традициям, заложенным Петром Великим, отдает «Водная ассамблея» Музея Мирового океана, в Карелии - Кижская регата, реплики исторических судов участвуют в фестивалях и праздниках в Санкт-Петербурге и Воронеже. Партнеры выставки - музей-заповедник «Кижи», Воронежский историко-туристический центр «Петровские корабли», Морской центр «Полярный Одиссей» (Карелия), верфь исторического судостроения «Полтава» (Санкт-Петербург).
Рассказ об истории судостроения продолжается в капонире бастиона «Литва». Здесь предметами выставки стали образцы морской археологии, подготовленные к экспонированию в реставрационных мастерских Музея Мирового океана. Это фрагменты археологической находки «корабль XIX века», обнаруженные в янтарном карьере АО «Калининградский янтарный комбинат». Большая часть находки в сборе экспонируется ВЦ «Пакгауз», элементы можно увидеть на выставке «Тайны затонувших кораблей» на территории бывшей Янтарной мануфактуры, а теперь и в бастионе «Литва». Детали корпусных конструкций расскажут внимательному посетителю о силе старинных кораблей, секретах кораблестроения, работе в море и судьбах судов и людей.
Чтобы превратить залы фортификационного сооружения в выставочное пространство, своды бывшего капонира очистили, установили перегородки, оконные блоки, провели электричество и сделали внутреннее освещение, привели в порядок полы. Лестничный проем теперь обрамляют металлические ограждения. На крыше здания прочистили воздуховоды, снаружи в качестве противоаварийных работ закрепили страховочную сетку на кирпичной кладке стен капонира.
Посетить бастион Литва можно следующим образом:
- приехать самостоятельно и присоединиться к экскурсионной группе. Экскурсии проводятся с четверга по субботу в 12.00, 15.00 и 17.00. Приобрести билеты можно только на сайте музея по ссылке ;
- отправиться на пешую экскурсию от Королевских ворот Музея Мирового океана до бастиона "Литва". В стоимость входит: осмотр залов Королевских ворот, выставочного зала "Потерна", пешая прогулка с экскурсоводом до бастиона, осмотр залов бастиона "Литва". Пешие экскурсии стартуют с чт. по сб. в 14.00 и в 16.00. Билеты в кассе Королевских ворот (Калининград, ул. Фрунзе, 112).
Также объект входит в водный маршрут музея "Над Новою Преголей, где Петр ступал!". Маршрут работает в сезон навигации, сбор группы у организатора экскурсий в Главном корпусе, подробнее по маршруте - по ссылке (Маршрут №4). https://www.world-ocean.ru/posetitelyam/ekskursionnoe-obsluzhivanie
Мультимедийный комплекс с голографической пирамидой, выставка предметов
История НИС «Витязь» — это история страны и мира периода 1949-1979 гг., полная знаковых для развития цивилизации достижений, изменений и геополитических событий. В этих условиях «Витязь» стал лидером в исследовании Мирового океана, послом мира и дружбы, снискал себе мировую славу. Именно «Витязь», с борта которого была измерена глубина Марианской впадины, начал самый значительный период развития советской морской науки. Его по праву можно считать историческим, последующие годы работы – эпохой «Витязя», и все мы – его наследники.
На борту легендарного судна, в помещениях трюма №1 и №2, салоне команды, кают-компании и научных лабораториях, музей представляет обновленную экспозицию «Эпоха «Витязя», созданную в рамках программы приграничного сотрудничества Россия-Польша 2014—2020. В ходе Десятилетия наук об океане обращение к этому важному этапу имеет существенное значение как для понимания процесса становления науки, так и для выбора путей её дальнейшего развития. А в Год нематериального наследия, объявленный в России в 2022 году, мы рады еще раз напомнить о достижениях отечественной науки, вкладе ученых-витязян в формирование знаний человечества о Планете, рассказать о современном научном флоте.
Экспозиция – это уникальный мультимедийный комплекс. Интерактивные карты, образцы научного оборудования, а также полупрозрачные грани пирамиды с «парящим в воздухе» голографическим изображением позволят «увидеть» природные процессы, происходящие на дне Мирового океана: подводное извержение вулкана, гидротермальные зоны (так называемые «черные курильщики») и жителей глубоководных желобов, выдерживающих давление 600-110 атм. Рассказ о корабле науки интересен и масштабен, как и сама эпоха «Витязя»!
Также вместе с экспозицией создается 3D-фильм, который поможет людям с ограниченными возможностями «побывать» на борту судна – достаточно надеть очки
виртуальной реальности. Эпохе «Витязя» посвящен и новый одноименный фильм, который транслируется в кают-компании судна.