Выставки
Музей Мирового океана приглашает совершить путешествие по бескрайним просторам России, увидеть берега морей, полноводные сибирские реки, красоту уникальных природных ландшафтов на выставке «Широка страна моя родная…». Выставочный проект посвящен 100-летию народного художника России Геннадия Алексеевича Сотскова и объединяет три музея и московский Дом учёных, которые в течение года покажут работы мастера из своих коллекций.
Геннадий Сотсков – художник разноплановый. Главная тема его произведений – лирический пейзаж. Ценителям живописи хорошо известны его циклы «Грустный пейзаж России», «На волжских просторах», «Реки Сибири». Особое место в творчестве мастера занимает водная стихия. Пожалуй, Сотсков – единственный российский художник, которому удалось создать такие разные «морские» картины. Работая художественным редактором крупных издательств, выполняя проекты для Военно-Морского Флота России в 1970 - 1980 годах, он побывал в отдалённых точках Чукотки, на берегах Камчатки, Курильских островах, совершил путешествия по Беломорью и Черноморскому побережью, выходил в море на кораблях Тихоокеанского и Балтийского флотов. В 1982 году прошёл Северным морским путём на ледоколе «Капитан Хлебников».
Полотна мастера, созданные в традициях русского реалистического пейзажа, которые Музей Мирового океана представляет в рамках выставочного проекта, это уникальный визуальный рассказ о водных просторах России. Причем не только морской пейзаж, но и панорамы береговых линий, далёкие погранзаставы, метеорологические станции. Сотсков запечатлел не обобщенные образы, а вполне реальные виды с точными географическими координатами. Каждая работа имеет своё колористическое решение, индивидуальную композицию, неожиданные акценты. На выставке будет представлено около шестидесяти полотен мастера из коллекции Музея Мирового океана.
Творческое наследие Геннадия Сотскова – искусство с искренними поэтическими чувствами, непосредственным восприятием природы, с глубиной содержания и желанием философски осмыслить бытие.
Выставочный проект «Широка страна моя родная…» доступен для посетителей с 23 мая по 14 сентября. Главный корпус Музея Мирового океана (Калининград, набережная Петра Великого, 1, 2 этаж). 6+
Планшетная выставка «Спасители коллекций» расположилась на открытой территории рядом с Главным корпусом и рассказывает о подвиге отечественных музейщиков. В годы войны на оккупированной территории СССР были разграблены более 400 музеев, уничтожено около 3 тысяч памятников архитектуры, тысячи храмов, архивов, библиотек, погибли миллионы изданий. Уже с первых дней войны сотрудники музеев встали на защиту уникального многовекового культурного наследия страны.
Фактически сразу же стали составлять списки ценностей, упаковывать экспонаты при острой нехватке тары и упаковочных материалов, добиваться разрешения на эвакуацию и искать транспорт для вывоза национального достояния. Рискуя жизнью, вывозили коллекции с линии огня и из оккупированных городов – сначала на лошадях, автомобилях, потом на баржах, пароходах, в товарных поездах самые ценные предметы искусства переправляли в глубь страны — туда, где они хранились в безопасности до конца войны.
Коллекция Государственного исторического музея, например, была эвакуирована в Кустанай. В Казахстане сотрудники ГИМ регулярно проверяли состояния сохранности вещей, просушивали изделия из ткани, металла, рукописи, книги, спасая их от сырости, коррозии, бумажных жучков, древесных червей. В Москву регулярно отправляли отчеты о состоянии коллекций. Помимо забот о коллекциях сотрудники ГИМ ездили с лекциями по селам, госпиталям, предприятиям, устраивали передвижные выставки.
Во всех городах велись работы и по защите и сохранению памятников. В Ленинграде, например, вокруг монументов, остававшихся на местах, установили специальные деревянные опалубки, заполненные песком. Подобным способом защищали «Медный всадник» и памятник Николаю I. Часть скульптур Летнего сада и конные скульптуры Аничкова моста были укрыты в траншеях. Принимались меры и для защиты памятников архитектуры. Например, золотое покрытие пяти куполов Исаакиевского собора было замаскировано защитной краской. А для покрытых сусальным золотом шпилей Петропавловской крепости и Михайловского замка, были сконструированы специальные чехлы.
Внушительную часть произведений мирового искусства удалось сохранить благодаря личному подвигу каждого, кто в эти дни превозмогая себя боролся за жизнь музеев.
Фотография из архивов Государственного исторического музея
«Голоса прошлого: между жизнью и смертью» – это совместный проект с Военным музеем Карельского перешейка, который расположился в пространстве выставочного центра «Пакгауз». Выставка посвящена труженикам тыла – тем, кто не только обеспечивал советских солдат оружием, провизией, медикаментами, но и оказывал огромную моральную поддержку – писал письма любимым, ждал их возвращения и верил в Победу.
Женщины, старики, инвалиды и совсем еще юные мальчишки и девчонки работали на заводах, в поле, при этом часто утирая слезы от страха и отчаяния, борясь с усталостью, холодом и голодом, выживая в немыслимых условиях, находясь между жизнью и смертью, но понимая, что от них зависит судьба страны. Их труд во многом стал большим шагом к Великой Победе! Они копали траншеи, тушили пожары, выхаживали раненых, воспитывали детей, выпускали газеты и научные труды, защищали диссертации, сочиняли стихи и музыку, писали картины, водили экскурсии по опустевшим залам музеев. В самые тяжелые годы войны сохраняли человечность и душевное тепло.
Их вклад в победу не менее значим, чем подвиги солдат на передовой. И это не только трудовой героизм, но и огромная моральная поддержка фронта. Их письма солдатам, концерты и спектакли в госпиталях, вера в победу, любовь к Родине придавали силы бойцам на передовой, помогали выстоять в боях. Подвиг тружеников тыла – это яркий пример патриотизма и самопожертвования советских людей.
Их голоса, дошедшие до нас через фотографии, дневники, письма, почтовые карточки, публикации и другие документальные источники военных лет, представленные на выставке, рассказывают нам подлинную историю страны сегодня.
Отдельным блоком в рамках выставки «Голоса прошлого: между жизнью и смертью» представлен подвиг ученых-географов, членов Географического общества в дни блокады Ленинграда.
Накануне Дня Победы Музей Мирового океана представляет выставку «Наши отцы и деды: помним, гордимся!». Так сотрудники музея представили рассказ о своих героях - родных, воевавших в Великую Отечественную. Наша благодарность и наша память. Выставка доступна в виртуальном формате по ссылке, также ее можно увидеть на экранах открытой территории музея.
«Морской десант. Берег Балтики. 1941-1945» – новый выставочный проект Музея Мирового океана, который будет представлен жителям и гостям региона в преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Он расположится на двух этажах выставочного павильона Военно-морского центра музея и на его открытой территории, около подводной лодки Б-413. Выставка расскажет о малоизвестных эпизодах совместных действий частей армии и флота на начальном и завершающем этапах Великой Отечественной войны – высадке морских десантов в Петергофе у парка Александрия в октябре 1941 года и на косе Фрише-Нерунг в Восточной Пруссии (ныне – Балтийская коса, Калининградская область) в апреле 1945 года.
Замысел проекта состоит в отражении исторической взаимосвязи между событиями по борьбе с врагом на разных берегах Балтики, героизма участников морских десантов, в сохранении боевых традиций и преемственности поколений. Работа над выставкой ведется совместно с ГМЗ «Петергоф».
Концепция выставки построена на сочетании уникальных экспонатов: личные вещи военачальников адмирала Владимира Трибуца и генерал-полковника Кузьмы Галицкого, которые непосредственно руководили действиями сил армии и флота при штурме косы, награды, документы, а также образцы вооружения, модели катеров и средств высадки десанта. Значимое место в выставочном пространстве займут работы двух фотокорреспондентов, участников событий – Леонида Коровина и Аркадия Шайхета. Отдельно будут представлены темы профессиональной подготовки российских морских пехотинцев, их современная экипировка и вооружение. Значимое место в экспозиционном пространстве займет картина калининградского художника Евгения Машковского – «Высадка Западного десанта на косу Фрише-Нерунг 26 апреля 1945 года» (рабочее название картины).
Специально для выставки создается мультимедийная инсталляция «Штурм косы Фрише-Нерунг», которая в современной графической форме расскажет о ходе операции и ее главных участниках. Откроет выставку в Музее Мирового океана научно-практическая конференция «Война на море. Берег Балтики» с участием ведущих военных историков, представителей музеев, военных учебных заведений и флотов.
«Мужество, стойкость, беззаветная любовь к Родине, готовность защищать ее от любых врагов – лучшие качества нашего народа. Очень важно, чтобы подрастающее поколение помнило об этом, знало и гордилось историей России. Уверен, что новая выставка будет способствовать этому, позволит каждому посетителю почувствовать себя частью истории великой страны. Она посвящена тем, кто ценой своей жизни, принес нам Победу», – говорит генеральный директор Музея Мирового океана Денис Миронюк.
Информационные партнеры:
Генеральный информационный партнер выставки – ТАСС.
При поддержке Интерфакс.
«Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм – это красота покоя», – писал художник Иван Билибин. Русский костюм – очень сложное, многогранное явление. При его создании использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие развитие на Руси: вышивка, ткачество, кружевоплетение, ювелирное искусство. Русский женский костюм во все времена был венцом моды. В разных губерниях он иногда сильно отличался фасоном и деталями. Связано это было с тем, что женщина редко отлучалась из дома и была, как правило, мало знакома с чужими обычаями. Поэтому именно она являлась хранительницей традиций, в том числе и в отношении костюма.
Новый совместный выставочный проект Музея Мирового океана и Российского этнографического музея – «Красота на все времена» познакомит жителей и гостей самого западного региона России с своеобразием русского народного костюма, административным делением Российской империи в XIX веке, самобытными промыслами ее губерний. Впервые в галерее Морского выставочного центра – русские женские праздничные костюмы середины XIX и начала XX веков из собрания Российского этнографического музея, разнообразные старинные головные уборы и украшения, которые носили в Архангельской, Олонецкой, Нижегородской, Оренбургской, Тамбовской губерниях. В витринах – кокошники разных форм и размеров, сороки, золотошвейные и золототканые платки с разнообразным орнаментом, шамшуры, девичьи повязки.
Особого внимания заслуживают яркие и сложные с точки зрения технологии и высочайшего художественного уровня изготовления наряды, принадлежавшие девушкам, достигшим брачного возраста, и молодым женщинам. Именно их костюмы включали в Северной и Центральной России сарафаны, душегреи или шугаи из дорогих тканей – парчи, штофа, бархата, с отделкой из позумента, золотного кружева, шелковых лент и тесьмы.
Региональный принцип организации выставочного пространства, уникальные географические карты, изделия народных промыслов российских губерний из собрания Музея Мирового океана позволяют «совершить путешествие» во времени и пространстве – увидеть территорию расселения русского народа, лучше понять историю и особенности формирования локальных групп, их отличительные черты и неповторимость и при этом всем разглядеть единство многонациональной страны.
Выставка «Красота на все времена» откроется 4 апреля. Морской выставочный центр, Светлогорск, ул. Ленина, 11. 0+
Плавание на «Рюрике» стало одной из наиболее важных в научном отношении экспедиций XIX века. Молодому капитану русского брига Отто Коцебу предстояло продолжить исследования Джеймса Кука и отыскать морской путь из Берингова пролива в Атлантический океан через Арктику, а также провести исследования в Тихом океане на протяжении всего маршрута экспедиции.
Коцебу совершил множество важнейших географических открытий: в ходе плавания систематически выполнялись метеорологические и океанологические наблюдения, которые впоследствии расширили знания о распределении температуры, в том числе – вертикальном, а также о плотности и прозрачности морской воды.
Во время пребывания в заливе, открытом Коцебу в ходе экспедиции и позже получившем его имя, впервые в Северной Америке найден и описан ископаемый лед – реликтовый подземный лёд, сохранившийся от прошлой геологической эпохи, в котором к тому же был обнаружен бивень мамонта. А на Маршалловых островах была описана структура коралловых рифов и высказана гипотеза их происхождения, предвосхитившая идеи, сформулированные по этому поводу Чарльзом Дарвиным. За время плавания на карту были нанесены десятки островов, существенно исправлены и дополнены уже имевшиеся в распоряжении мореходов картографические данные.
«О плавании на «Рюрике» сохранилось довольно много свидетельств – записки капитана Коцебу, вышедшие несколькими изданиями и переведенные на английский, голландский и немецкий языки, воспоминания естествоиспытателя Адальберт Шамиссо. Самым ярким свидетельством, пожалуй, стали рисунки, выполненные художником Людвигом Хорисом, побывавшем в экспедиции на бриге «Рюрик». Посетители выставки смогут познакомиться с репродукциями этих иллюстраций к изданию «Pittoresque Voyage Autour du Monde… par M.Louis Choris, Peintre» Paris, 1822» из фондов Научной библиотеки Русского географического общества. Выставку дополнят бытовые и культовые предметы, военное и промысловое оружие, украшения различных народов из фондового собрания музея и этнографической коллекции Хуберта Матишека», – рассказал старший научный сотрудник музея Павел Матвиец.
Подводя итоги плавания на «Рюрике» и оценивая вклад его участников в историю географических открытий, можно с уверенностью сказать, что оно полностью оправдывает звание первой русской научной кругосветной экспедиции.
Впервые Музей Мирового океана представит калининградцам и гостям региона выставку, посвященную появлению и развитию наземной флоры.
Земля не всегда была богата растительностью, лесами и саваннами, которые обеспечивают существование самых разнообразных животных сегодня. Лишь около 430 млн лет назад, в силурийском периоде мезозойской эры Земля начала медленно превращаться из безжизненной пустыни в планету, пригодную для сложных экосистем. Именно тогда появились первые примитивные сосудистые наземные растения высотой всего несколько сантиметров. Они и образовали первые подобия «ковров» на влажных прибрежных почвах – основу для будущих экосистем.
Развившиеся с течением времени из этих примитивных растений леса палеозоя не просто украшали планету – они создали условия для эволюции животных, включая первых насекомых, амфибий, рептилий. Их углерод, спрессованный в пластах угля и нефти, до сих пор питает нашу цивилизацию, напоминая о временах, когда Земля училась дышать.
На смену палеозойской эре пришла мезозойская и стала временем грандиозных преобразований в растительном мире. Истинная революция произошла в меловом периоде, 145–66 млн лет назад, когда совершили прорыв покрытосеменные растения. Их цветы и плоды позволили привлекать опылителей и эффективно распространять семена. К середине мелового периода они затмили голосеменных, создав новые экосистемы. Растительность стала основой для новых пищевых цепей: насекомые, динозавры и млекопитающие эволюционировали вместе с цветами, формируя взаимовыгодные связи.
Покрытосеменные, гибкие и адаптивные, унаследовали Землю, а мезозойские леса, пройдя через огонь, лёд и кислотные дожди, заложили основу для современного мира флоры.
Кайнозойская эра, начавшаяся 66 миллионов лет назад, стала временем, когда растительный мир окончательно сформировал облик нашей планеты. Особую главу в истории этой эры занимают янтарные леса. В регионах, подобных современной Балтике, гигантские хвойные деревья выделяли смолу, которая, словно капсула времени, сохранила детали древних экосистем. Янтарные леса просуществовали миллионы лет, пока глобальные изменения не сместили баланс.
Современный растительный мир – наследник всех трансформаций, произошедших с течением времени. Человек, ставший геологической силой, ускорил изменения: вырубка лесов, распашка степей и расширение географического распространения растений сместили баланс. Тем не менее, в тропиках ещё дышат реликтовые дождевые леса, в сибирской тайге шумят потомки мезозойских хвойных, а в саваннах Африки злаки, победившие в олигоцене, кормят миллионы животных. Кайнозой показал, что растительность – не просто фон, а активный участник истории планеты. Её способность адаптироваться, возрождаться и создавать новые формы жизни остаётся залогом устойчивости биосферы, даже когда будущее ставит перед ней новые вызовы.
Посетители выставки познакомятся с подлинными палеонтологическими находками, которые впечатляют своим возрастом – от древнейших водорослей, сформировавшихся 440-430 млн лет назад до цветковых растений, существовавших 10 млн лет назад. Подавляющее количество образов демонстрируются впервые. Впечатляет и география находок – Антарктида, Патагония, Бразилия, США, Шотландия, Германия, Мадагаскар. Обширно представлена и территория нашей страны – Калининградская область, Поволжье, Пермский и Красноярский край, Чукотка.
Впервые посетителям будут представлены несколько десятков образцов янтаря с растительными включениями из известной коллекции немецкого естествоиспытателя Иоганнеса Фрича.
Выставка «Каменный лес» будет доступна для посетителей с 28 февраля. Морской выставочный центр (Светлогорск, ул. Ленина, 11), 0+
В День штурмана, 25 января, Музей Мирового океана открывает новый выставочный проект «Флоту быть!», центральным экспонатом которого станет выполненная в натуральную величину реплика ботика Петра I «Святой Николай». Оригинал уникального экспоната петровского времени хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. На ботике молодой русский царь учился хождению под парусами на реке Яуза, по Просяному пруду и на Плещеевом озере. С легкой руки Петра I уже в 1722 году «Святой Николай» стали называть «дедушкой русского флота». Он был участником многочисленных морских парадов, начиная с парада в Москве по случаю окончания Северной войны. Принимал участие в торжественном праздновании столетия Петербурга в 1803 году, в военно-морском параде в царствование императора Николая I в 1836 и многих других.
Длина ботика чуть более 6 метров, по своим размерениям он близок к современному «ЯЛ-6». Его конструкция относится к английской системе, в соответствии с которой суда этого типа по своему виду должны были походить на корабельные гребные суда 17 в. – пинасы. Отдельного внимания заслуживает декор судна. На борта ботика нанесены чередующиеся треугольники белого, синего и красного цветов в точности как на испанских и английских галеонах. Кормовые фальшборты покрыты росписью ритмически повторяющихся завитков растительного орнамента. Гакаборт ботика украшен композицией с фигурой Святого Николая – покровителя моряков и мореплавания. Ниже композиции, на самом транце, помещены стилизованные маскароны, сочетающие черты головы льва и человека.
Посетители выставки познакомятся с выполненными в разное время художественными работами с изображением ботика Петра Великого. Среди размещенных на планшетах репродукций – ботик, запечатленный в помещении Петропавловской крепости по рисунку Александра Карловича Беггрова. Здесь же – гравюра, сделанная с фотографии Михаила Петровича Настюкова, придворного фотографа цесаревича Александра Александровича, будущего императора Александра III. Его фотоаппарат запечатлел события грандиозной Московской Политехнической выставки, посвященной 200-летию Петра Великого. Главным действием на открытии выставки стало прибытие Ботика Петра, совершившего путешествие из Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге к пристани Морского павильона на Кремлевской набережной.
В витринах представлены модели петровских ботиков работы известных в нашей стране судомоделистов, статуэтки, нумизматическая коллекция с изображением ботика, а также портретов Петра Первого и его сподвижников в деле строительства российского регулярного флота, победе в Полтавской битве и Северной войне.
В день открытия выставки посетители историко-культурного центра «Фридрихсбургские ворота» смогут увидеть, как художник работает над созданием росписи. На внутренней стороне транца ботика появится двуглавый орел, обрамленный растительным орнаментом. Такая роспись появилась в свое время на оригинальном ботике благодаря русским мастерам. Такого рода заключительный акцент в работе над ботиком – специально организованная музеем акция, которая позволит калининградским художникам прикоснуться к воссозданию облика легендарного петровского корабля.
23 января в Музее Мирового океана состоится открытие выставки, посвящённой 80-летию российского художника Андрея Петровича Красильщикова.
Андрей Петрович Красильщиков побывал в двух кругосветных экспедициях на учебно-парусном судне «Крузенштерн» в 1995-1996 и 2005-2006 годах. На борту барка он создал более 300 этюдов: пейзажи, портреты членов экипажа, работы аллегорического характера. Его картины, написанные в этот период, переносят зрителей на палубу судна и раскрывают мир экспедиции под парусами – прекрасный, удивительный, порой опасный и непредсказуемый.
Первое российское кругосветное плавание состоялось на барке «Крузенштерн» в 1995-1996 годах. Рейс был посвящен 300-летию российского флота. За это время вместе с участниками экспедиции художник преодолел более сорока двух тысяч морских миль. Его кисть запечатлела виды 15-и портов стран Европы, Южной Америки, Океании, Азии, Австралии и Африки. Главным героем его произведений, конечно, выступает жемчужина парусного флота – барк «Крузенштерн», который появляется перед зрителем то в залитом солнцем порту Сингапура, то в туманном испанском порту Лас-Пальмас, противостоит тропическому урагану между Гавайскими и Японскими островами или поражает своим величием, под лунным светом в просторах Атлантического океана. Написанные непосредственно с натуры, картины передают «дыхание» моря, яркие краски окружающего мира, изменения цвета воды в разных природных условиях.
В июне 2005 года художник отправился во вторую кругосветку на барке «Крузенштерн». Рейс посвящался сразу двум датам – 60-летию Победы и 200-летию первой российской кругосветной экспедиции под командованием знаменитого русского исследователя Ивана Федоровича Крузенштерна. Экспедиция длилась 408 суток, командой были пройдены более сорока тысяч морских миль. За время похода «Крузенштерн» четыре раза пересек экватор и совершил свыше двадцати заходов в порты четырех континентов – романтика, дух приключений, красота моря и пейзажи тех мест, где за период кругосветки побывало судно – всё это в картинах Андрея Петровича Красильщикова, которые стали своеобразным путевым дневником художника.
Андрей Петрович Красильщиков родился 3 марта 1945 в Ленинграде. В 1970 году окончил Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной. С 1973 по 1995 год занимал пост главного художника на международных выставках в Ленинграде, Санкт-Петербурге, автор художественного оформления более 50 крупных международных выставок. Член Союза художников и Союза дизайнеров России.
Музей Мирового океана представляет новый выставочный проект «Деньги: от каури до рубля».
Деньги стали темой новой выставки, посетив которую можно узнать об истории их бытования: чем пользовались люди до появления денежных средств, как они менялись, из каких материалов делались, какой вклад Россия внесла в мировую историю денег и многое другое. Поводом для рассказа послужило 300-летие со дня основания в 1724 году Петром Великим Монетного двора в Санкт-Петербурге.
К слову, одной из первых в Музее Мирового океана стала нумизматическая коллекция, которая рассказывает об экспедициях легендарного «Витязя» в Мировом океане, о странах, в которых он побывал, а также культуре народов, их населяющих. Первый блок выставки представляет собранные в экспедициях «Витязя» монеты, а также современные купюры, которые дают возможность узнать интереснейшие факты из истории государств и стран, связанные с эволюцией денег. Особый интерес представляют деньги необычной формы, пластиковые, «морские» монеты и купюры. На последних можно увидеть экзотических рыб, китов, дельфинов, акул, медуз. Попасть на денежные знаки имели честь не только обитатели морей и океанов, но и великие мореплаватели.
Другой раздел выставки посвящен домонетному периоду. В экспозиции представлены беличьи и куньи шкурки, раковины морских моллюсков, перья редких птиц, украшения – предметы, которые когда-то люди использовали в качестве обменной валюты.
Долгое время в государственном обороте находились иностранные деньги, которые еще в конце VIII – начале IX века в больших количествах завозились мусульманскими купцами с Ближнего Востока и из Средней Азии, а с Х века – и из Волжской Булгарии. Некоторые из них, например, дирахмы, стали очень популярны в Древней Руси, их использовали как платежное средство, носили как украшения и переплавляли. Позже, в XI - XVII веках, в качестве товаро-денег использовали металл, который представлял из себя платежные слитки, которые называли гривнами серебра – третий раздел выставки рассказывает о бытовании денег в допетровские времена. Он охватывает и период правления Елены Глинской, когда на Руси была введена единая денежная единица и началась централизованная чеканка монет – денег копейных. Новые монеты стали выпускаться на государственных денежных дворах в Москве, Новгороде, Пскове и Твери.
Часть экспозиции посвящена истории денежных реформ в русском государстве во времена правления Петра I, когда происходит постепенный переход от ручной чеканки монет к машинной, основываются новые денежные дворы с современным оборудованием, а производство денег подчиняется определенным правилам. Так в эпоху петровских преобразований обращение вводятся новые монеты круглой формы, чеканенные из меди, серебра и золота, появляются новые монетные номиналы, а со временем, и заменившие тяжелые монеты, ассигнации.
Выставку дополнили предметы, предоставленные Центральным банком России, среди которых – информационные планшеты, которые рассказывают о том, как деньги считали, перевозили, сохраняли на протяжении тысячелетий, а также счетная техника, сейфы, советские купюры и многое другое.
Новый проект доказывает, что деньги – это не просто средство обмена товаров и услуг, это история развития человечества.
Выставка будет доступна для посетителей с 27 декабря. Выставочный центр «Пакгауз», Калининград, наб. Петра Великого, 5.
28 ноября в пространстве выставочного центра «Пакгауз» состоялось открытие выставки «Морской роман под парусом». Новый проект – это рассказ о знаменитых кругосветных экспедициях, великих капитанах, людях, увлеченных морем, и их литературных произведениях. Он объединил в выставочном пространстве произведения изобразительного искусства, авторские фотографии, редкие книги из музейного фонда о путешествиях, море и тех, кому удалось покорить эту стихию.
Литература о море для Музея Мирового океана имеет особое значение. Маринистика – это не только приключения и поэтическое описание морской стихии и дальних стран. Это страницы истории судостроения, выдающихся морских походов и сражений, деятельности русских адмиралов и путешественников, которые отражены в отчетах о путешествиях и мемуарах.
Один из разделов экспозиции – «По следам великих путешественников» – посвящен мореплавателям, открывателям новых земель. О кругосветных экспедициях второй половины XVIII – начала XIX веков мы знаем из произведений Крузенштерна, Лисянского, Коцебу, Беллинсгаузена, Литке и других российских морских деятелей. Их отчёты о путешествиях – это увлекательные литературные произведения, которые расширяли кругозор обычных читателей.
Мы грезим парусниками с детства читая Жюля Верна, Джека Лондона, Александра Грина. Другой раздел выставки – «По волнам литературных произведений» – представит посетителю книги, написанные мастерами слова – участниками морских экспедиций и путешествий, писателями-романтиками, для которых море – стихия, открывающая личностные качества человека. Наиболее значительное произведение в жанре морских путешествий – книга «Фрегат Паллада» Ивана Александровича Гончарова, в которой автор описал кругосветное плавание на военном парусном корабле «Паллада» в 1852-1855 годах. Автор знакомит нас с мировосприятием разных народов – их обычаями, ритуалами и верованиями.
Особый раздел выставки – «Морской роман по-калининградски». Здесь посетитель сможет познакомиться с книгами из одноименной серии Калининградского издательства, которые выпускались с 1963 по 1993 годы и имели особый – уменьшенный «карманный» формат. Это романы морской тематики известных русских и зарубежных писателей, которые можно полистать, удобно устроившись в кресле, в пространстве выставочного зала.
Выставочный центр «Пакгауз», Калининград, наб. Петра Великого, 5.
Возрастное ограничение: 0+
В преддверии Дня озера Байкал Музей Мирового океана представляет выставочный проект «Миры» на Байкале», посвящённый экспедициям двух легендарных глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» на самое глубокое озеро планеты.
Возраст Байкала по оценкам ученых – 25-35 миллионов лет. История его происхождения вызывает научные споры и сегодня. Попытки разгадать эту тайну предпринимаются уже 300 лет.
Новая страница исследования озера началась с применением глубоководных обитаемых аппаратов 1977 году. Тогда на Байкале прошли испытания аппараты «Пайсис-VII» и «Пайсис ХI». Подводные экспедиции – вторая состоялась в 1990-1991 годах – были ориентированы в основном на проведение геологических исследований. Всего «Пайсисами» было выполнено около ста погружений для изучения подводных склонов, геоморфологической и магнитной съемки, измерения теплового потока, подводного фотографирования. Большое внимание уделялось изучению строения подводного хребта Академический. По итогам работ составлена геологическая карта Байкальской впадины и разрез дна озера. С результатами погружений посетителей знакомит первый блок выставки.
Глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» исследовали Байкал с 2008 по 2010 годы. За три года было выполнено 176 погружений на всей акватории озера. Ученые исследовали флору и фауну Байкала, изучали поведение живых организмов на различных глубинах, рельеф подводных склонов, обнаружили места выхода подводных гидротермальных источников и грязевых вулканов, опустились в самую глубокую точку озера, расположенную рядом с островом Ольхон. А наиболее важным открытием стало обнаружение на дне озера холмов, состоящих из твёрдых льдообразных газогидратов. Ученые уверены, что именно они станут топливом будущего.
Выставка «Миры» на Байкале» познакомит посетителей с историей исследований озера Байкал и его уникальной природой и, конечно, расскажет о создателе глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2», Герое России, океанологе, инженере Анатолии Михайловиче Сагалевиче. На выставке можно увидеть чертежи легендарных аппаратов, уникальные фотографии из архива Фонда содействия сохранению озера Байкал, макет «Мир-2», подаренный кинорежиссёром Джеймсом Кэмероном, а также геологические образцы, поднятые с 600-метровой глубины озера.
«В морях Герой». Картины из жизни Петра I — совместный художественно-просветительский проект Музея Мирового океана и Государственного музея-заповедника «Петергоф».
Петергоф представляет гостям и жителям Калининграда картины из жизни Петра I, по мотивам триумфальных побед самого морского императора России — Петра Великого.
Еще в елизаветинской России сложился официальный культ Петра I. Каждый российский монарх считал своим долгом почтить великого реформатора, при каждом создавались произведения искусства, закладывались памятники и устраивались тематические мероприятия. С особым размахом праздновалось 200-летие со дня рождения Петра при Александре II в 1872 году. Император задумал показать современникам петровскую историю в ее текущем прочтении. Кульминационным мероприятием празднеств стало народное гуляние на Марсовом поле в Северной столице. На всеобщее обозрение представили «30 картин из жизни Петра Великого». Список сюжетов для живописных произведений утверждался императором лично. Спустя 150 лет, во время подготовки к 350-летнему юбилею Петра, было принято решение воссоздать историческую экспозицию.
Выбранные сюжеты объединены темой морских викторий Петра. Калейдоскоп сцен складывается в единую живописную оду «в морях Герою» (М.В. Ломоносов). Молодой царь, который впервые вступил на палубу корабля в Архангельске, становится могущественным повелителем, командующим четырьмя флотами коалиции северных морских держав. Осмысление образа Петра Великого живописцами начала XXI века — вклад наших современников в национальную традицию чествования императора. Петр в работах художников нашего времени предстает не просто как человек — он легенда и образ России в ее настоящем и будущем.
Познакомиться с выставкой можно в историко-культурном центре «Фридрихсбургские ворота» с 24 августа.
Ко Дню географа на набережной Музея Мирового океана открылась выставка «Маяки России»
16 августа на набережной исторического флота открылась выставка «Маяки России» – совместный проект Русского географического общества, Главного командования Военно-Морского Флота России и Музея Мирового океана. «Маяки России» – это 24 фотоработы, которые предоставляют посетителям возможность познакомиться с историей и географией маячной службы – от Сахалина до Калининграда.
В России появлению маяков способствовало зарождение и развитие военно-морского флота. Еще со времен Петра Великого на берегах Финского залива и Азовского моря стали появляться плавучие и береговые навигационные знаки. Со временем такие сооружения совершенствовались – на смену дереву – материалу, из которого строился маяк – приходил камень, менялось топливо, устройство маячного освещения, стали появляться маячные оптические аппараты. Столетиями маяки России освещали морякам путь, давая надежду на спасение. Даже сегодня, отслужившие свой век, они красивы, уникальны и романтически притягательны.
На выставке можно увидеть старейший маяк Толбухин, который находится под охраной ЮНЕСКО, маяк Анива – жемчужина Сахалина, один из самых труднодоступных маяков России, который почти 80 лет спасал морские суда от гибели у каменистых берегов Охотского моря, последний обитаемый плавучий маяк, построенный в мире – «Ирбенский», который сегодня несет культурную вахту на набережной Музея Мирового океана и многие другие.
Художественные ракурсы, которые уловили взгляды фотографов, подчеркивают индивидуальность каждого сооружения, предают особую атмосферу – маяки запечатлены в тумане или на закате, на фоне Млечного пути или полярного сияния.
Выставочный проект «Маяки России» призван не только передать красоту и романтику маячной культуры, но и привлечь внимание к истории маячного дела в России, напомнить о необходимости бережного отношения к морскому культурному наследию.
Выставка в честь 300-летия со дня рождения Иммануила Канта
…такой город, как Кенигсберг на Прегеле,
можно признать подходящим для расширения знания и человека, и света.
Здесь и без путешествия можно приобрести такое знание.
Иммануил Кант
В честь 300-летия со дня рождения Иммануила Канта Музей Мирового океана подготовил новый выставочный проект «История с географией. Город Канта». Выставка полностью преобразила экспозиционное пространство Королевских ворот, расскажет об эпохе Канта, его учении, силе мысли, охватившей целые континенты и устремившейся за земные пределы. Предметы из фондов музея подчеркивают уникальное географическое положение Кенигсберга, которое определило его судьбу как города укрепленного и при этом торгового, просвещенного, научного центра своей эпохи. Отдельный раздел посвящен тесным связям Восточной Пруссии с Россией.
Иммануил Кант — философ, этик, естествоиспытатель, во многом предвосхитивший науку будущего. И город Канта предстает перед посетителями городом, который всегда в движении. Здесь и разноголосица старого порта – одного из любимых мест кантовских прогулок, о нем рассказывают старинные весы, монеты, археологические находки, карты торговых путей. Мы видим, как бьется «пульс города» в XX-XXI вв.: действующий сегодня паромный комплекс, суда, связывающие регион с разными частями света.
Второй зал выставки знакомит гостей с Кантом-ученым, его напряженной мыслительной работой, которая, как город, - никогда не останавливалась. Какую роль играли ученые в обществе той эпохи, с кем работал и дружил Кант, какие суждения предшественников и современников повлияли на формирование его космогонической теории, видение географии, на философские принципы, которые охватывают все аспекты его учения; как умение мыслить и видеть мир системно позволили обогнать время и сформировать подходы, которые проложили путь современной науке – на эти вопросы вы найдете ответы здесь. Акцент экспозиции - купол звездного неба, где можно следить за движением небесных тел. В зале представлена и уникальная книга – «Физическая география» Иммануила Канта, впервые изданная на русском языке Музеем Мирового океана при поддержке партнеров. И конечно, имя Канта навсегда связало город и его университет с мировой наукой и духовным достоянием человечества. Развитию университета, кантовской alma mater и места, где ученый всю жизнь преподавал различные дисциплины, научного центра, принимавшего студентов из Европы и России, посвящен этот раздел.
«Презумпция выдающейся учености». Эта фраза характеризует отношение современников к Иммануилу Канту. Еще не было всемирного признания его теорий, широкой известности. Но все, кто с ним работал или просто был знаком, понимали, что этого человека ждет великое, вечное будущее. При этом Кант – гений места, его имя неразрывно связано с нашим городом. Через музейные предметы мы хотим это показать», - отметила куратор выставки, заместитель генерального директора музея-заповедника «Музей Мирового океана», к.б.н. Лариса Зубина.
Третий раздел рассказывает о городе-крепости. И пусть для многих связь истории фортификации и биографии Канта неожиданна, но форты придают неповторимые черты городскому ландшафту во все времена. Мы видим, как меняется, ищет свой путь город-порт, город-университет, город-крепость. Будущее заставляет и философскую мысль искать новые пути, как когда-то искал и нашел их Кант.
Несколько сотен кораблей в одном зале? В Музее Мирового океана это возможно!
Выставка «Корабельная архитектура» представляет образцы и достижения морской науки и судостроения XX века. Центральное содержание выставки - миниатюрные судомодели из коллекции Юргена Брюманна. Владелец собирал ее более 60 лет, и специалисты предполагают, что на сегодня это самое крупное собрание миниатюрных образцов военной и другой техники, стоявшей на вооружении СССР, ГДР и Польши в послевоенное время. Миниатюры были переданы Музею Мирового океана в 2023 году, и сразу началось их атрибутирование.
Впервые часть коллекции была представлена в октябре в Морском выставочном центре музея (Светлогорск) в рамках программы «Корабельные чтения». Теперь несколько сотен кораблей «ошвартуются» в помещениях Фридрихсбургских ворот в Калининграде. Проиллюстрируют тему выставки произведения живописи из фондов музея. Яркий акцент выставки и один из самых привлекательных ее предметов – интерактивная модель судоверфи, которая поможет проследить разные этапы рождения корабля.
Фридрихсбургские ворота Музея Мирового океана – это рассказ о судостроении от Петра Великого до настоящего времени. Новая выставка помогает соединить историю и современность, рассказать еще больше об особенностях судов разных типов и назначений, отмечают кураторы выставки «Корабельная архитектура».
Предметный ряд дополняют фуражки ВМС разных стран из коллекции Евгения Гришковца, которую драматург передал на хранение и экспонирование в Музей Мирового океана. Накануне писатель привез для экспонирования еще семь головных уборов, представляющих образцы морской формы Вьетнама, Мексики, Чили, Камбоджи, Мьянмы, Ливана, Аргентины. Всего представлено 46 фуражек более чем из 30 стран мира.
Проект о жизни во всей ее широте
В рамках подготовки к открытию корпуса «Планета Океан», музей представляет выставочный проект с необычным названием "Скелеты из шкафа". И пусть такое имя выставки никого не пугает: мы посмотрим на мир взглядом зоолога, генетика, палеонтолога, антрополога и другим специалистов естественно-научного направления. А людям науки этот материал повествует исключительно о жизни на Земле.
В современном обществе изображение черепа и костей стал своеобразным элементом маргинального эпатажа, а еще - маркировкой опасных токсических веществ. Да и само появление выражения «скелет в шкафу» связано с медициной. Врачам в Британии до 1832 года не дозволялось работать с мёртвыми телами. Доступными для вскрытия были тела казнённых преступников. Врачи чаще всего стремились сохранить скелет для научно-исследовательских целей, но открыто не афишировали это. По этой причине всех врачей подозревали в том, что они прячут скелеты в шкаф, подальше от посторонних глаз. Творчество, искусство резьбы – это тоже про кость. И ученые, подобно художникам, видят в этом материале историю жизни и эволюции, которая превосходит самый захватывающий приключенческий роман. Стоит только присмотреться.
Новая выставка в Музее Мирового океана масштабно представляет заявленную тему. В состав предметного ряда вошли палеонтологические образцы, экзоскелеты беспозвоночных животных - моллюсков, ракообразных. Скелеты морских животных раскрывают тайны жизни под водой, продемонстрируют, как обитатели приспосабливались к различным условиям.
Размер самого маленького предмета выставки - всего 0,2 см, и его можно будет увидеть только под микроскопом. Есть и крупные «экземпляры» - стоит только вспомнить «звезду» музейной экспозиции, 16-метровый скелет кашалота, добытого калининградскими китобоями в 1979 году! «Компанию» ему составят скелет длиной 6,5 м (и он же самый редкий из представленных на выставке). Образец расскажет о судьбе вымершего животного - стеллеровой коровы. В фондах музея находится уникальный, можно сказать, «эталонный экземпляр»: один его элементов позволил выделить ядерный ДНК этого животного.
«В следующем году мы ждем открытия нашего нового корпуса «Планета Океан», и сейчас активно готовим будущие экспозиции. Выставка «Скелеты из шкафа» стала своеобразной «репетицией». Новеллы выставки - скелет стеллеровой коровы, моржа и белухи из наших фондов, которые мы собрали и представили в пространстве музея впервые. Планируем, что в следующем году мы сможем представить широкий ряд предметов биологической коллекции музея в экспозиции «Лаборатория жизни» нашей «Планеты Океан», - отметила генеральный директор музея-заповедника «Музей Мирового океана» Светлана Сивкова. .
Отметим, что география и создателей выставки, «достававших» скелеты «из шкафа», и самих ее предметов простирается от Калининграда до Чукотки.
Мультимедийный комплекс с голографической пирамидой, выставка предметов
История НИС «Витязь» — это история страны и мира периода 1949-1979 гг., полная знаковых для развития цивилизации достижений, изменений и геополитических событий. В этих условиях «Витязь» стал лидером в исследовании Мирового океана, послом мира и дружбы, снискал себе мировую славу. Именно «Витязь», с борта которого была измерена глубина Марианской впадины, начал самый значительный период развития советской морской науки. Его по праву можно считать историческим, последующие годы работы – эпохой «Витязя», и все мы – его наследники.
На борту легендарного судна, в помещениях трюма №1 и №2, салоне команды, кают-компании и научных лабораториях, музей представляет обновленную экспозицию «Эпоха «Витязя», созданную в рамках программы приграничного сотрудничества Россия-Польша 2014—2020. В ходе Десятилетия наук об океане обращение к этому важному этапу имеет существенное значение как для понимания процесса становления науки, так и для выбора путей её дальнейшего развития. А в Год нематериального наследия, объявленный в России в 2022 году, мы рады еще раз напомнить о достижениях отечественной науки, вкладе ученых-витязян в формирование знаний человечества о Планете, рассказать о современном научном флоте.
Экспозиция – это уникальный мультимедийный комплекс. Интерактивные карты, образцы научного оборудования, а также полупрозрачные грани пирамиды с «парящим в воздухе» голографическим изображением позволят «увидеть» природные процессы, происходящие на дне Мирового океана: подводное извержение вулкана, гидротермальные зоны (так называемые «черные курильщики») и жителей глубоководных желобов, выдерживающих давление 600-110 атм. Рассказ о корабле науки интересен и масштабен, как и сама эпоха «Витязя»!
Также вместе с экспозицией создается 3D-фильм, который поможет людям с ограниченными возможностями «побывать» на борту судна – достаточно надеть очки
виртуальной реальности. Эпохе «Витязя» посвящен и новый одноименный фильм, который транслируется в кают-компании судна.