Выставки
23 января в Музее Мирового океана состоится открытие выставки, посвящённой 80-летию российского художника Андрея Петровича Красильщикова.
Андрей Петрович Красильщиков побывал в двух кругосветных экспедициях на учебно-парусном судне «Крузенштерн» в 1995-1996 и 2005-2006 годах. На борту барка он создал более 300 этюдов: пейзажи, портреты членов экипажа, работы аллегорического характера. Его картины, написанные в этот период, переносят зрителей на палубу судна и раскрывают мир экспедиции под парусами – прекрасный, удивительный, порой опасный и непредсказуемый.
Первое российское кругосветное плавание состоялось на барке «Крузенштерн» в 1995-1996 годах. Рейс был посвящен 300-летию российского флота. За это время вместе с участниками экспедиции художник преодолел более сорока двух тысяч морских миль. Его кисть запечатлела виды 15-и портов стран Европы, Южной Америки, Океании, Азии, Австралии и Африки. Главным героем его произведений, конечно, выступает жемчужина парусного флота – барк «Крузенштерн», который появляется перед зрителем то в залитом солнцем порту Сингапура, то в туманном испанском порту Лас-Пальмас, противостоит тропическому урагану между Гавайскими и Японскими островами или поражает своим величием, под лунным светом в просторах Атлантического океана. Написанные непосредственно с натуры, картины передают «дыхание» моря, яркие краски окружающего мира, изменения цвета воды в разных природных условиях.
В июне 2005 года художник отправился во вторую кругосветку на барке «Крузенштерн». Рейс посвящался сразу двум датам – 60-летию Победы и 200-летию первой российской кругосветной экспедиции под командованием знаменитого русского исследователя Ивана Федоровича Крузенштерна. Экспедиция длилась 408 суток, командой были пройдены более сорока тысяч морских миль. За время похода «Крузенштерн» четыре раза пересек экватор и совершил свыше двадцати заходов в порты четырех континентов – романтика, дух приключений, красота моря и пейзажи тех мест, где за период кругосветки побывало судно – всё это в картинах Андрея Петровича Красильщикова, которые стали своеобразным путевым дневником художника.
Андрей Петрович Красильщиков родился 3 марта 1945 в Ленинграде. В 1970 году окончил Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной. С 1973 по 1995 год занимал пост главного художника на международных выставках в Ленинграде, Санкт-Петербурге, автор художественного оформления более 50 крупных международных выставок. Член Союза художников и Союза дизайнеров России.
Музей Мирового океана представляет новый выставочный проект «Деньги: от каури до рубля».
Деньги стали темой новой выставки, посетив которую можно узнать об истории их бытования: чем пользовались люди до появления денежных средств, как они менялись, из каких материалов делались, какой вклад Россия внесла в мировую историю денег и многое другое. Поводом для рассказа послужило 300-летие со дня основания в 1724 году Петром Великим Монетного двора в Санкт-Петербурге.
К слову, одной из первых в Музее Мирового океана стала нумизматическая коллекция, которая рассказывает об экспедициях легендарного «Витязя» в Мировом океане, о странах, в которых он побывал, а также культуре народов, их населяющих. Первый блок выставки представляет собранные в экспедициях «Витязя» монеты, а также современные купюры, которые дают возможность узнать интереснейшие факты из истории государств и стран, связанные с эволюцией денег. Особый интерес представляют деньги необычной формы, пластиковые, «морские» монеты и купюры. На последних можно увидеть экзотических рыб, китов, дельфинов, акул, медуз. Попасть на денежные знаки имели честь не только обитатели морей и океанов, но и великие мореплаватели.
Другой раздел выставки посвящен домонетному периоду. В экспозиции представлены беличьи и куньи шкурки, раковины морских моллюсков, перья редких птиц, украшения – предметы, которые когда-то люди использовали в качестве обменной валюты.
Долгое время в государственном обороте находились иностранные деньги, которые еще в конце VIII – начале IX века в больших количествах завозились мусульманскими купцами с Ближнего Востока и из Средней Азии, а с Х века – и из Волжской Булгарии. Некоторые из них, например, дирахмы, стали очень популярны в Древней Руси, их использовали как платежное средство, носили как украшения и переплавляли. Позже, в XI - XVII веках, в качестве товаро-денег использовали металл, который представлял из себя платежные слитки, которые называли гривнами серебра – третий раздел выставки рассказывает о бытовании денег в допетровские времена. Он охватывает и период правления Елены Глинской, когда на Руси была введена единая денежная единица и началась централизованная чеканка монет – денег копейных. Новые монеты стали выпускаться на государственных денежных дворах в Москве, Новгороде, Пскове и Твери.
Часть экспозиции посвящена истории денежных реформ в русском государстве во времена правления Петра I, когда происходит постепенный переход от ручной чеканки монет к машинной, основываются новые денежные дворы с современным оборудованием, а производство денег подчиняется определенным правилам. Так в эпоху петровских преобразований обращение вводятся новые монеты круглой формы, чеканенные из меди, серебра и золота, появляются новые монетные номиналы, а со временем, и заменившие тяжелые монеты, ассигнации.
Выставку дополнили предметы, предоставленные Центральным банком России, среди которых – информационные планшеты, которые рассказывают о том, как деньги считали, перевозили, сохраняли на протяжении тысячелетий, а также счетная техника, сейфы, советские купюры и многое другое.
Новый проект доказывает, что деньги – это не просто средство обмена товаров и услуг, это история развития человечества.
Выставка будет доступна для посетителей с 27 декабря. Выставочный центр «Пакгауз», Калининград, наб. Петра Великого, 5.
Ко Дню народного единства Военно-морском центре открылась выставка «Донбасс – колыбель народов» - совместный проект Донецкого республиканского краеведческого музея и Музея Мирового океана.
В силу исторических условий Донбасс стал регионом взаимодействия многих этносов – носителей различных культур, традиций, религий. В истории региона отражены целые периоды их сложных взаимоотношений.
Выставка «Донбасс – колыбель народов» показывает особенности формирования многонационального состава края, исторически находившегося на пересечении развития соседних государств. Регион стал своеобразной территорией распространения культурных традиций. Народы, проживающие в Донбассе, не только не утратили своей индивидуальности, но и возродили свою духовную культуру. В единении во всеми решали главные задачи по развитию края, преодолевали трудности, испытания, выпавшие на долю всего населения.
Материалы выставки помогают проследить историю формирования многонационального состава Донбасса, с древнейших времен до современного развития национальных традиций народов, населяющих край.
28 ноября в пространстве выставочного центра «Пакгауз» состоялось открытие выставки «Морской роман под парусом». Новый проект – это рассказ о знаменитых кругосветных экспедициях, великих капитанах, людях, увлеченных морем, и их литературных произведениях. Он объединил в выставочном пространстве произведения изобразительного искусства, авторские фотографии, редкие книги из музейного фонда о путешествиях, море и тех, кому удалось покорить эту стихию.
Литература о море для Музея Мирового океана имеет особое значение. Маринистика – это не только приключения и поэтическое описание морской стихии и дальних стран. Это страницы истории судостроения, выдающихся морских походов и сражений, деятельности русских адмиралов и путешественников, которые отражены в отчетах о путешествиях и мемуарах.
Один из разделов экспозиции – «По следам великих путешественников» – посвящен мореплавателям, открывателям новых земель. О кругосветных экспедициях второй половины XVIII – начала XIX веков мы знаем из произведений Крузенштерна, Лисянского, Коцебу, Беллинсгаузена, Литке и других российских морских деятелей. Их отчёты о путешествиях – это увлекательные литературные произведения, которые расширяли кругозор обычных читателей.
Мы грезим парусниками с детства читая Жюля Верна, Джека Лондона, Александра Грина. Другой раздел выставки – «По волнам литературных произведений» – представит посетителю книги, написанные мастерами слова – участниками морских экспедиций и путешествий, писателями-романтиками, для которых море – стихия, открывающая личностные качества человека. Наиболее значительное произведение в жанре морских путешествий – книга «Фрегат Паллада» Ивана Александровича Гончарова, в которой автор описал кругосветное плавание на военном парусном корабле «Паллада» в 1852-1855 годах. Автор знакомит нас с мировосприятием разных народов – их обычаями, ритуалами и верованиями.
Особый раздел выставки – «Морской роман по-калининградски». Здесь посетитель сможет познакомиться с книгами из одноименной серии Калининградского издательства, которые выпускались с 1963 по 1993 годы и имели особый – уменьшенный «карманный» формат. Это романы морской тематики известных русских и зарубежных писателей, которые можно полистать, удобно устроившись в кресле, в пространстве выставочного зала.
Выставочный центр «Пакгауз», Калининград, наб. Петра Великого, 5.
Возрастное ограничение: 0+
Музей Мирового океана и Государственный музей А. С. Пушкина представляют новый выставочный проект, который познакомит жителей и гостей западного региона России с многообразием, особенностями, традициями и обычаями народов нашей многонациональной страны. Посетители Морского выставочного центра увидят иллюстрации Емельяна Корнеева из уникального двухтомного издания «Народы России, или Описание обычаев, нравов и костюмов разных народов империи» из фондов Государственного музея А. С. Пушкина.
В 1802 году император Александр I отправил с экспедицией в Сибирь, Поволжье и на Кавказ генерала Георга Спренгпортена с целью изучить проживающие на этих территориях народы, их нужды и обычаи. В состав команды экспедиции вошел Емельян Михайлович Корнеев – выпускник Петербургской Академии художеств, художник–гравер и рисовальщик, который за время поездки создал большое количество интереснейших этнографических рисунков-наблюдений.
В двухтомное издание «Народов России…» вошло 96 гравюр с изображением видов отдаленных уголков Российской Империи и облика народов, ее населяющих – русских, татар, башкир, киргизов, якутов, чеченцев, грузин, чувашей, тунгусов, мордовцев и многих других. Герои Корнеева изображены в конкретной обстановке: на фоне пейзажа или в интерьере жилища. Ощущение достоверности создают точно и ярко, хотя и слегка идеализировано выписанные национальные костюмы, предметы мебели, утварь, оружие, средства передвижения.
Значительная часть иллюстраций, представленных на выставке, посвящены русской народности. Рисунки Корнеева иллюстрируют обряды крещения, венчания, соборования и погребения, передают особенности бытовой жизни русских. На гравюрах запечатлены и моменты досуга – игры в бабки, свайку, городки, пристенки; народные гуляния – русская пляска, катание на коньках и на ледяной горке.
Особое внимание автор уделяет и самому многочисленному народу Российской империи после русских – татарам. Мастер передает не только их образ жизни, характер, занятия, обряды и обычаи, но и знакомит с широкой географией расселения татар.
Герои Корнеева наделены психологическими чертами, характером, присущим той или иной народности. Знакомство с гравюрами художника – на выставке представлено само издание альбома, ставшее библиографической редкостью – позволяет увидеть многообразие и богатство, культурную специфику народов России, «совершить путешествие» по тем территориям, где они проживают.
Выставку дополнили деревянные модули, которые представляют, согласно карте того времени, расположение губерний Российской империи. А репродукции листов «Народов России» расположены в привязке к географии расселения народов.
XIX век для российских мореплавателей богат в области географических открытий. Одним из видных географов того времени был Федор Петрович Литке – адмирал русского флота, известный своими исследованиями Арктики и кругосветным плаванием. Выставка «Вокруг света на шлюпе «Сенявин» повествует об экспедиции Литке к берегам Охотского и Берингова морей, Шантарских островов и Русской Америки.
Жизненный путь графа Литке долог, а его послужной список более чем внушителен: Президент Российской Академии наук, вице-президент Русского географического общества, воспитатель цесаревича Константина Николаевича, главный командир Кронштадтского порта и организатор его обороны во время Крымской войны, участник и организатор многочисленных морских плаваний. В его честь будут названы гора, мыс, полуостров, острова, пролив, ледокол, а также учреждена медаль Русского Географического общества.
Кругосветному плаванию на шлюпе «Сенявин» предшествовало несколько экспедиций, в которых участвовал Федор Петрович. Среди них – путешествие на Камчатку и к берегам Новой Земли. Уже в звании лейтенанта Федор Литке блестяще справился со сложнейшими задачами, исследуя северные берега нашего отечества. А в 1826 году он был назначен капитаном в кругосветной экспедиции на барке «Сенявин». Для экспедиционных нужд специально выстроили шлюп «Сенявин», водоизмещением 300 тонн, длиной 30 м, вооружив 16 пушками. Не одно испытание стихией выдержало это судно.
По итогам плавания, как писал сам Федор Петрович: «…в Беринговом море определены астрономически важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу, описаны подробно остров Карагинский и берег Чукоцкой от мыса Восточного до устья реки Анадырь». Кроме того, основательно исследован Каролингский архипелаг, в котором открыто 12, а описано 26 групп или отдельных островов. Опубликованный отчет Федора Литке был удостоен Демидовской премии, а сам автор избран членом-корреспондентом Императорской академии наук.
Посетители выставки «Вокруг света на шлюпе «Сенявин» познакомятся с одной из самых блестящих по научным результатам за всю историю российских парусных кругосветных плаваний экспедицией. В экспозиции представлена репродукция уникального атласа с этнографическими, антропологическими зарисовками, ботаническими пейзажами посещённых во время путешествия земель из фондов Научной библиотеки Русского географического общества.
Выставку дополнят бытовые и культовые предметы, военное оружие, музыкальные инструменты, украшения различных народов из этнографической коллекции Хуберта Матишека.
Новый выставочный проект представляет живописные работы калининградского художника Виталия Короткова.
Увлеченный природой, городской архитектурой, колоритом Калининградской области, художник создал множество произведений в разных жанрах. Но пейзаж, в котором встречаются культура и природа, современность и история, занимает особенное место в творчестве художника.
Одним из главных источников вдохновения для Виталия Короткова стало Балтийское море. Художник в своих работах мастерски передает разный характер Балтики. Хорошо знакомое жителям Калининградской области море – стихия загадочная и изменчивая. Кисть художника уловила его в разных настроениях: тихим и ласковым, грозным и бушующим.
Мастер передает не только цвет и нрав Балтики, но и Калининградского, Куршского заливов, а также реки Преголи с её медленным течением. Картины мастера – не просто пейзаж – это настоящие цветовые симфонии, посвященные взаимоотношению человека и моря. В фокусе внимания – объекты Музея Мирового океана, с которым автора связывает многолетнее творческое сотрудничество: корабли, исторические лодки, музейные экспонаты на набережной – отражение действительности через сюжет, композицию, колорит.
Какого цвета Балтика? Ответ на этот вопрос каждый найдет на выставке живописи калининградского художника Виталия Короткова, где представлены не только произведения как из фондов музея, но и из личного собрания автора.
Виталий Геннадьевич Коротков
Закончил отделение художественного оформления Ивановского художественного училища.
В 1989–1993 гг. занимался реставрацией в православных храмах Ивановской области, работал в художественно-оформительском кооперативе. Член Калининградского отделения Союза художников России (2001). Постоянный участник региональных и международных выставок. Большое место в творчестве занимает современный и исторический архитектурный пейзаж, природа и ее изменчивость, сдержанный колорит Янтарного края. Работает в жанрах натюрморта и портрета.
Работы автора находятся в фондах Музея Мирового океана, Калининградского музея изобразительных искусств, Историко-художественного музея, а также в частных коллекциях во многих странах.
В преддверии Дня озера Байкал Музей Мирового океана представляет выставочный проект «Миры» на Байкале», посвящённый экспедициям двух легендарных глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» на самое глубокое озеро планеты.
Возраст Байкала по оценкам ученых – 25-35 миллионов лет. История его происхождения вызывает научные споры и сегодня. Попытки разгадать эту тайну предпринимаются уже 300 лет.
Новая страница исследования озера началась с применением глубоководных обитаемых аппаратов 1977 году. Тогда на Байкале прошли испытания аппараты «Пайсис-VII» и «Пайсис ХI». Подводные экспедиции – вторая состоялась в 1990-1991 годах – были ориентированы в основном на проведение геологических исследований. Всего «Пайсисами» было выполнено около ста погружений для изучения подводных склонов, геоморфологической и магнитной съемки, измерения теплового потока, подводного фотографирования. Большое внимание уделялось изучению строения подводного хребта Академический. По итогам работ составлена геологическая карта Байкальской впадины и разрез дна озера. С результатами погружений посетителей знакомит первый блок выставки.
Глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» исследовали Байкал с 2008 по 2010 годы. За три года было выполнено 176 погружений на всей акватории озера. Ученые исследовали флору и фауну Байкала, изучали поведение живых организмов на различных глубинах, рельеф подводных склонов, обнаружили места выхода подводных гидротермальных источников и грязевых вулканов, опустились в самую глубокую точку озера, расположенную рядом с островом Ольхон. А наиболее важным открытием стало обнаружение на дне озера холмов, состоящих из твёрдых льдообразных газогидратов. Ученые уверены, что именно они станут топливом будущего.
Выставка «Миры» на Байкале» познакомит посетителей с историей исследований озера Байкал и его уникальной природой и, конечно, расскажет о создателе глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2», Герое России, океанологе, инженере Анатолии Михайловиче Сагалевиче. На выставке можно увидеть чертежи легендарных аппаратов, уникальные фотографии из архива Фонда содействия сохранению озера Байкал, макет «Мир-2», подаренный кинорежиссёром Джеймсом Кэмероном, а также геологические образцы, поднятые с 600-метровой глубины озера.
На открытой территории Военно-морского центра Музея Мирового океана открылась совместная с ФГУП «Росморпорт» фотовыставка «На передовой новых вызовов».
Фотовыставка посвящена 20-летию успешной деятельности ФГУП «Росморпорт» на благо морской отрасли России. Экспозиция демонстрирует многообразие направлений деятельности ФГУП «Росморпорт» как стратегически значимого, системообразующего предприятия морской отрасли. «Росморпорт» обеспечивает необходимые условия для безопасного судоходства в акваториях 59 из 63 морских портов России для сотен тысяч российских и иностранных судов.
Являясь владельцем крупнейшего дноуглубительного флота в стране (на сегодняшний день – 42 судна), «Росморпорт» занимается проведением дноуглубительных работ для достижения навигационных параметров акваторий морских портов.
Одна из приоритетных задач, стоящих перед предприятием и морской отраслью в целом, стратегически значимая для государства, – обеспечение непрерывного развития ледокольного флота для укрепления транспортной и логистической инфраструктуры на всём пространстве страны. «Росморпорт» владеет крупнейшей в мире неатомной ледокольной группировкой судов, которая включает в себя 34 ледокола и ледокольных буксира, ежегодно осуществляющих тысячи операций во льдах.
В планах предприятия – дальнейшее развитие группировки портового флота, поддержание проектных глубин в акваториях морских портов и на подходах к ним, проведение капитальных дноуглубительных работ при реализации стратегически значимых проектов развития портовой инфраструктуры.
Информацию о деятельности предприятия, наиболее значимых достижениях за 20 лет и реализуемых проектах сопровождают уникальные красочные кадры судов ФГУП «Росморпорт» и портовой инфраструктуры, находящейся в хозяйственном ведении предприятия.
«В морях Герой». Картины из жизни Петра I — совместный художественно-просветительский проект Музея Мирового океана и Государственного музея-заповедника «Петергоф».
Петергоф представляет гостям и жителям Калининграда картины из жизни Петра I, по мотивам триумфальных побед самого морского императора России — Петра Великого.
Еще в елизаветинской России сложился официальный культ Петра I. Каждый российский монарх считал своим долгом почтить великого реформатора, при каждом создавались произведения искусства, закладывались памятники и устраивались тематические мероприятия. С особым размахом праздновалось 200-летие со дня рождения Петра при Александре II в 1872 году. Император задумал показать современникам петровскую историю в ее текущем прочтении. Кульминационным мероприятием празднеств стало народное гуляние на Марсовом поле в Северной столице. На всеобщее обозрение представили «30 картин из жизни Петра Великого». Список сюжетов для живописных произведений утверждался императором лично. Спустя 150 лет, во время подготовки к 350-летнему юбилею Петра, было принято решение воссоздать историческую экспозицию.
Выбранные сюжеты объединены темой морских викторий Петра. Калейдоскоп сцен складывается в единую живописную оду «в морях Герою» (М.В. Ломоносов). Молодой царь, который впервые вступил на палубу корабля в Архангельске, становится могущественным повелителем, командующим четырьмя флотами коалиции северных морских держав. Осмысление образа Петра Великого живописцами начала XXI века — вклад наших современников в национальную традицию чествования императора. Петр в работах художников нашего времени предстает не просто как человек — он легенда и образ России в ее настоящем и будущем.
Познакомиться с выставкой можно в историко-культурном центре «Фридрихсбургские ворота» с 24 августа.
Ко Дню географа на набережной Музея Мирового океана открылась выставка «Маяки России»
16 августа на набережной исторического флота открылась выставка «Маяки России» – совместный проект Русского географического общества, Главного командования Военно-Морского Флота России и Музея Мирового океана. «Маяки России» – это 24 фотоработы, которые предоставляют посетителям возможность познакомиться с историей и географией маячной службы – от Сахалина до Калининграда.
В России появлению маяков способствовало зарождение и развитие военно-морского флота. Еще со времен Петра Великого на берегах Финского залива и Азовского моря стали появляться плавучие и береговые навигационные знаки. Со временем такие сооружения совершенствовались – на смену дереву – материалу, из которого строился маяк – приходил камень, менялось топливо, устройство маячного освещения, стали появляться маячные оптические аппараты. Столетиями маяки России освещали морякам путь, давая надежду на спасение. Даже сегодня, отслужившие свой век, они красивы, уникальны и романтически притягательны.
На выставке можно увидеть старейший маяк Толбухин, который находится под охраной ЮНЕСКО, маяк Анива – жемчужина Сахалина, один из самых труднодоступных маяков России, который почти 80 лет спасал морские суда от гибели у каменистых берегов Охотского моря, последний обитаемый плавучий маяк, построенный в мире – «Ирбенский», который сегодня несет культурную вахту на набережной Музея Мирового океана и многие другие.
Художественные ракурсы, которые уловили взгляды фотографов, подчеркивают индивидуальность каждого сооружения, предают особую атмосферу – маяки запечатлены в тумане или на закате, на фоне Млечного пути или полярного сияния.
Выставочный проект «Маяки России» призван не только передать красоту и романтику маячной культуры, но и привлечь внимание к истории маячного дела в России, напомнить о необходимости бережного отношения к морскому культурному наследию.
Уникальные палеонтологические находки можно увидеть в Морском выставочном центре Светлогорска. Среди них – древние морские жители планеты с непривычными для слуха обывателя названиями – аммониты, белемниты, гастроподы и другие обитатели древних эпох. Знакомство с ними – это возможность заглянуть в далекое прошлое Земли.
Например, некоторые аммониты – головоногие моллюски – современники динозавров – жили на земле около 400 миллионов лет назад, на огромных глубинах древнего океана Тетис. Долина аммонитов вдоль русла реки Белой – уникальный природный памятник Адыгеи. Сегодня, прорезая свой путь сквозь горную породу, сине-зеленые воды реки Белой вскрыли остатки древних морских жителей. Но как же все эти существа оказались на вершинах гор? Дело в том, что Кавказские горы сформировались на месте древнего океана Тетис, когда примерно 25 миллионов лет назад столкнулись две плиты – Аравийская и Евразийская. При столкновении плит, породы морского дна были сжаты в складки, сформировав горную цепь. Таким же образом сформировались другие горные системы планеты – от Гималаев до Кордильер, и почти везде высоко в горах, где обнажаются древние осадочные породы, можно встретить окаменелости морских организмов разных геологических эпох.
Новая выставка из собрания Музея Мирового океана расскажет посетителям, кто обитал на Земле, «Когда горы были морем».
26 июня скульптору-анималисту Андрею Валериановичу Марцу исполняется 100 лет. К юбилейной дате Музей Мирового океана готовит большой выставочный проект – «Гений анималистики».
Скульптор Андрей Марц за годы творчества создал целый мир удивительных рыб, птиц и других диких животных. Тема океана в искусстве – одна из основных тем Музея Мирового океана. Коллекцию работ заслуженного художника РСФСР Музей начал формировать почти 30 лет назад. В далеком 1995-ом году президент музея-заповедника «Музей Мирового океана» Светлана Сивкова познакомилась супругой художника – искусствоведом, заведующей отделом скульптуры ХХ века Третьяковской галереи – Людмилой Викторовной Марц. Благодаря поддержке Людмилы Викторовны в 1996 году в музее с большим успехом прошла выставка скульптуры Андрея Марца «Рыбы и птицы».
Разнообразие подводного мира, понимание неповторимости живой пластики движущегося животного стало источником вдохновения для создания необыкновенных декоративных образов. Работы Андрея Марца поражают воображение: в живой природе не найти аналогов для таких произведений художника как «Рыба – ковш» или «Рыба – бычок» – это наполненные юмором импровизации на тему подводного мира.
Фото из архива семьи Марц
Несколько сотен кораблей в одном зале? В Музее Мирового океана это возможно!
Выставка «Корабельная архитектура» представляет образцы и достижения морской науки и судостроения XX века. Центральное содержание выставки - миниатюрные судомодели из коллекции Юргена Брюманна. Владелец собирал ее более 60 лет, и специалисты предполагают, что на сегодня это самое крупное собрание миниатюрных образцов военной и другой техники, стоявшей на вооружении СССР, ГДР и Польши в послевоенное время. Миниатюры были переданы Музею Мирового океана в 2023 году, и сразу началось их атрибутирование.
Впервые часть коллекции была представлена в октябре в Морском выставочном центре музея (Светлогорск) в рамках программы «Корабельные чтения». Теперь несколько сотен кораблей «ошвартуются» в помещениях Фридрихсбургских ворот в Калининграде. Проиллюстрируют тему выставки произведения живописи из фондов музея. Яркий акцент выставки и один из самых привлекательных ее предметов – интерактивная модель судоверфи, которая поможет проследить разные этапы рождения корабля.
Фридрихсбургские ворота Музея Мирового океана – это рассказ о судостроении от Петра Великого до настоящего времени. Новая выставка помогает соединить историю и современность, рассказать еще больше об особенностях судов разных типов и назначений, отмечают кураторы выставки «Корабельная архитектура».
Предметный ряд дополняют фуражки ВМС разных стран из коллекции Евгения Гришковца, которую драматург передал на хранение и экспонирование в Музей Мирового океана. Накануне писатель привез для экспонирования еще семь головных уборов, представляющих образцы морской формы Вьетнама, Мексики, Чили, Камбоджи, Мьянмы, Ливана, Аргентины. Всего представлено 46 фуражек более чем из 30 стран мира.
Проект о жизни во всей ее широте
Врамках подготовки к открытию корпуса «Планета Океан», которое запланировано на 2024 год, музей представляет выставочный проект с необычным названием "Скелеты из шкафа". И пусть такое имя выставки никого не пугает: мы посмотрим на мир взглядом зоолога, генетика, палеонтолога, антрополога и другим специалистов естественно-научного направления. А людям науки этот материал повествует исключительно о жизни на Земле.
В современном обществе изображение черепа и костей стал своеобразным элементом маргинального эпатажа, а еще - маркировкой опасных токсических веществ. Да и само появление выражения «скелет в шкафу» связано с медициной. Врачам в Британии до 1832 года не дозволялось работать с мёртвыми телами. Доступными для вскрытия были тела казнённых преступников. Врачи чаще всего стремились сохранить скелет для научно-исследовательских целей, но открыто не афишировали это. По этой причине всех врачей подозревали в том, что они прячут скелеты в шкаф, подальше от посторонних глаз. Творчество, искусство резьбы – это тоже про кость. И ученые, подобно художникам, видят в этом материале историю жизни и эволюции, которая превосходит самый захватывающий приключенческий роман. Стоит только присмотреться.
Новая выставка в Музее Мирового океана масштабно представляет заявленную тему. В состав предметного ряда вошли палеонтологические образцы, экзоскелеты беспозвоночных животных - моллюсков, ракообразных. Скелеты морских животных раскрывают тайны жизни под водой, продемонстрируют, как обитатели приспосабливались к различным условиям.
Размер самого маленького предмета выставки - всего 0,2 см, и его можно будет увидеть только под микроскопом. Есть и крупные «экземпляры» - стоит только вспомнить «звезду» музейной экспозиции, 16-метровый скелет кашалота, добытого калининградскими китобоями в 1979 году! «Компанию» ему составят скелет длиной 6,5 м (и он же самый редкий из представленных на выставке). Образец расскажет о судьбе вымершего животного - стеллеровой коровы. В фондах музея находится уникальный, можно сказать, «эталонный экземпляр»: один его элементов позволил выделить ядерный ДНК этого животного.
«В следующем году мы ждем открытия нашего нового корпуса «Планета Океан», и сейчас активно готовим будущие экспозиции. Выставка «Скелеты из шкафа» стала своеобразной «репетицией». Новеллы выставки - скелет стеллеровой коровы, моржа и белухи из наших фондов, которые мы собрали и представили в пространстве музея впервые. Планируем, что в следующем году мы сможем представить широкий ряд предметов биологической коллекции музея в экспозиции «Лаборатория жизни» нашей «Планеты Океан», - отметила генеральный директор музея-заповедника «Музей Мирового океана» Светлана Сивкова. .
Отметим, что география и создателей выставки, «достававших» скелеты «из шкафа», и самих ее предметов простирается от Калининграда до Чукотки.
Выставка в пространстве бастиона "Литва" - нового объекта музея
Экспозиция переносит посетителей в петровскую эпоху: повествует о развитии судостроения, устройстве городской фортификации, с которой Петр Первый знакомился во время неоднократных визитов на эту землю.
«Был бы флот, а гавани найдутся» - первый крупный выставочный проект, разместившийся на территории бастиона «Литва». Зарождение петровского флота, возведение верфей и заводов, продукция которых использовалась для строительства и оснащения кораблей - главная тема выставки, в создание которой по инициативе Музея Мирового океана внесли свой вклад музеи-участники Ассамблеи петровских музеев, созданной в год 350-летия первого русского императора и объединившей более ста музеев в разных регионах страны. Также экспозиция отправит посетителей в путешествие по городам, где сохраняют петровские традиции и морскую культуру. Реплики петровских кораблей, морские традиции, фестивали и праздники повествуют о работе исторических реконструкторов, музеев, энтузиастов морского дела. В Калининграде дань традициям, заложенным Петром Великим, отдает «Водная ассамблея» Музея Мирового океана, в Карелии - Кижская регата, реплики исторических судов участвуют в фестивалях и праздниках в Санкт-Петербурге и Воронеже. Партнеры выставки - музей-заповедник «Кижи», Воронежский историко-туристический центр «Петровские корабли», Морской центр «Полярный Одиссей» (Карелия), верфь исторического судостроения «Полтава» (Санкт-Петербург).
Рассказ об истории судостроения продолжается в капонире бастиона «Литва». Здесь предметами выставки стали образцы морской археологии, подготовленные к экспонированию в реставрационных мастерских Музея Мирового океана. Это фрагменты археологической находки «корабль XIX века», обнаруженные в янтарном карьере АО «Калининградский янтарный комбинат». Большая часть находки в сборе экспонируется ВЦ «Пакгауз», элементы можно увидеть на выставке «Тайны затонувших кораблей» на территории бывшей Янтарной мануфактуры, а теперь и в бастионе «Литва». Детали корпусных конструкций расскажут внимательному посетителю о силе старинных кораблей, секретах кораблестроения, работе в море и судьбах судов и людей.
Чтобы превратить залы фортификационного сооружения в выставочное пространство, своды бывшего капонира очистили, установили перегородки, оконные блоки, провели электричество и сделали внутреннее освещение, привели в порядок полы. Лестничный проем теперь обрамляют металлические ограждения. На крыше здания прочистили воздуховоды, снаружи в качестве противоаварийных работ закрепили страховочную сетку на кирпичной кладке стен капонира.
Посетить бастион Литва можно следующим образом:
- приехать самостоятельно и присоединиться к экскурсионной группе. Экскурсии проводятся с четверга по субботу в 12.00, 15.00 и 17.00. Приобрести билеты можно только на сайте музея по ссылке ;
- отправиться на пешую экскурсию от Королевских ворот Музея Мирового океана до бастиона "Литва". В стоимость входит: осмотр залов Королевских ворот, выставочного зала "Потерна", пешая прогулка с экскурсоводом до бастиона, осмотр залов бастиона "Литва". Пешие экскурсии стартуют с чт. по сб. в 14.00 и в 16.00. Билеты в кассе Королевских ворот (Калининград, ул. Фрунзе, 112).
Также объект входит в водный маршрут музея "Над Новою Преголей, где Петр ступал!". Маршрут работает в сезон навигации, сбор группы у организатора экскурсий в Главном корпусе, подробнее по маршруте - по ссылке (Маршрут №4). https://www.world-ocean.ru/posetitelyam/ekskursionnoe-obsluzhivanie
Мультимедийный комплекс с голографической пирамидой, выставка предметов
История НИС «Витязь» — это история страны и мира периода 1949-1979 гг., полная знаковых для развития цивилизации достижений, изменений и геополитических событий. В этих условиях «Витязь» стал лидером в исследовании Мирового океана, послом мира и дружбы, снискал себе мировую славу. Именно «Витязь», с борта которого была измерена глубина Марианской впадины, начал самый значительный период развития советской морской науки. Его по праву можно считать историческим, последующие годы работы – эпохой «Витязя», и все мы – его наследники.
На борту легендарного судна, в помещениях трюма №1 и №2, салоне команды, кают-компании и научных лабораториях, музей представляет обновленную экспозицию «Эпоха «Витязя», созданную в рамках программы приграничного сотрудничества Россия-Польша 2014—2020. В ходе Десятилетия наук об океане обращение к этому важному этапу имеет существенное значение как для понимания процесса становления науки, так и для выбора путей её дальнейшего развития. А в Год нематериального наследия, объявленный в России в 2022 году, мы рады еще раз напомнить о достижениях отечественной науки, вкладе ученых-витязян в формирование знаний человечества о Планете, рассказать о современном научном флоте.
Экспозиция – это уникальный мультимедийный комплекс. Интерактивные карты, образцы научного оборудования, а также полупрозрачные грани пирамиды с «парящим в воздухе» голографическим изображением позволят «увидеть» природные процессы, происходящие на дне Мирового океана: подводное извержение вулкана, гидротермальные зоны (так называемые «черные курильщики») и жителей глубоководных желобов, выдерживающих давление 600-110 атм. Рассказ о корабле науки интересен и масштабен, как и сама эпоха «Витязя»!
Также вместе с экспозицией создается 3D-фильм, который поможет людям с ограниченными возможностями «побывать» на борту судна – достаточно надеть очки
виртуальной реальности. Эпохе «Витязя» посвящен и новый одноименный фильм, который транслируется в кают-компании судна.