Маяки – святыни морей. Они принадлежат всем и неприкосновенны, как полпреды держав.
Писатель К. Паустовский
Плавучий маяк
Ирбенский
Плавучий маяк "Ирбенский» — последний обитаемый плавучий маяк, построенный в мире. Длина судна — 43,4 м, водоизмещение в полном грузу — 672 т. Его конструкция вобрала в себя весь накопленный опыт строительства и эксплуатации светящих судов. Особое внимание уделено автономности, безопасности и комфорту службы.
В Калининград маяк «Ирбенский» пришел в ночь на 30 июня 2017 г. и ошвартовался у причала Музея Мирового океана. Десять лет до этого момента он не выходил в открытое море, и были опасения, что уникальное судно пойдёт на металлолом.
«Ирбенский» ошвартовался у музейного причала благодаря друзьям, меценатам и спонсорам, в первую очередь, — Благотворительному фонду «ЛУКОЙЛ», который выделил средства не только на буксировку судна из Кронштадта в Калининград, но и на реставрацию некоторых его помещений.
Первые маяки империи
В Российской империи первая позиция для плавучего маяка появилась на Финском заливе, неподалёку от новой столицы, Санкт-Петербурга, в 1810-х гг. Лишь полвека спустя, в 1858 г., во удовлетворение давних просьб Рижского биржевого комитета первый плавмаяк появился близ мыса Домеснес (Колка), где Балтийское море соединяется с Рижским заливом.
Морские будни этого маяка оказались настолько экстремальны, что вскоре правительство решилось на масштабный проект – постройку искусственного маячного островка на оконечности подводного рифа, по завершении которой плавучий маяк был упразднён. В 1910 году новый плавучий маяк был выставлен близ мыса Люзерорт (Овиши). Его появлению предшествовала дискуссия, где также выносилось предложение построить островок, аналогичный Домеснесу.
К проекту стационарного маяка в открытом море вернулись в 1930-е, когда в районе эвакуированного в Россию «Люзерортского» выставлялся плавучий маяк «Лайма», отремонтированный в 1928 году в Латвии германский военный трофей. Вторая мировая война помешала этим планам сбыться, а «Лайма» была угнана в Германию, но не дошла, затонув в Польше.
В 1940–1950-х маяки на балтийском побережье страны были восстановлены или перестроены. Появилось и несколько новых башен. Но в условиях растущего тоннажа ходивших в Ригу зарубежных судов для безопасного морского сообщения этого уже не хватало. В 1961–1962 годах по заказу СССР на верфи Oy Laivateollisuus Ab в Турку (Финляндия) были построены два однотипных плавучих маяка проекта 852Т.
Первый, «Астраханский-приёмный», отправился на Каспий, где заменил старый плавмаяк дореволюционной постройки. Второй, «Ирбенский», был выставлен в одноимённом проливе и служил ориентиром для судов, шедших глубоководным фарватером в Рижский залив. Примечательно, что впервые о потребности в плавучем маяке на банке Михайловская ходатайствовал ещё Рижский биржевой комитет в 1860-х годах, за сто лет до описываемых здесь событий.
Маяк в Ирбенском проливе
Впервые плавучий маяк был выставлен на позицию 2 августа 1962 г. и снят 19 января 1963 г. С 5 мая 1963 г. маяк устанавливался на позицию 57 51 СШ 21 37 ВД на постоянной основе. Точное место установки маяка определялось по двум смежным углам между тремя точками: маяками Сырве, Микельбака и Овиши.
24 года службы «Ирбенского» на банке Михайловская прошли относительно спокойно. Маяк ежегодно выставлялся в апреле-мае и снимался в январе—феврале, согласно ледовой обстановке. В несезон маячное судно проходило текущий ремонт в Вентспилсе или Лиепае. Значительных происшествий было два: в ноябре 1969 г. маяк был сорвал с якорей ураганом, а в январе 1983 г. была обломана кормовая мачта.
С постройкой в 1985 г. стационарного маяка «Ирбенский» на гидротехническом основании потребность в плавучем маяке отпала, и «Ирбенский», закончив навигацию 1986—1987 гг., встал в Лиепае на двухлетний ремонт.
Новой позицией для плавучего маяка, переименованного в «Вентспилсский», стало начало фарватера, ведущего к порту Вентспилс. Однако за две навигации с 1989 по 1991 г. плавмаяк оказался четырежды сорван с якоря и был заменён приёмным буем ледового класса.
По воспоминаниям служившего на «Ирбенском» Аркадия Тёмина (бывшего начальником 110-го участка Гидрографической службы КБФ с 1977 по 1985 г.), будни на плавучем маяке протекали достаточно однообразно, а самой захватывающей стала история его эвакуации в 1994 г. из уже независимой Латвии на базу флота в Балтийск и далее в Санкт-Петербург.
Здесь, у причальной стенки Ломоносовской гавани Кронштадта, плавучий маяк «Ирбенский» прослужит гидрографическому ведомству Российского флота ещё 15 лет в качестве штабного судна дивизиона гидрографических судов.
К 2008 г. часть оборудования на маяке была уже снята, но дела на судне шли своим чередом: на капитанском столе горкой лежали бумаги, по тамбурам ходили люди, на камбузе готовился обед для экипажа. Спустя несколько месяцев ушёл из жизни капитан «Ирбенского», а следом жизнь покинула и сам плавучий маяк…
Новая вахта «Ирбенского»
Вскоре маяк был выведен из состава Балтийского флота и оказался на аукционе в качестве лома чёрного металла. Тогда же началась «борьба за живучесть» уникального судна: от имени фонда «Маячный» писались письма в высокие столичные инстанции, была создана информационная площадка в Сети, появился интерес среди журналистов, последовала серия новостных телесюжетов.
— В 2010 году мы впервые услышали о плавмаяке «Ирбенском» на Международной научно-практической конференции «Морское наследие России» . Мэр Ломоносова рассказал, что маяк находится у них в заброшенном состоянии. Тогда Кронштадт, как город морской славы сказал, что хочет взять его себе. Прошли долгих пять лет, но вопрос так и не был решён: не нашлось места у причала ни в Санкт-Петербурге, ни в Ломоносове, ни в Кронштадте. Все понимали, что судно находится в таком состоянии, что его скоро вообще нельзя будет восстановить. У него уже был на тот момент крен, образовались течи, дыры, — вспоминает генеральный директор Музея Мирового океана, заместитель председателя Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации Светлана Сивкова.
С каждым последующим годом покинутый и обесточенный ветшал и разорялся. Внезапная медийность и внимание общественности спасли неприметное судно от распила «на иголки», но впереди было главное: поиск «Ирбенскому» новых хозяев, которые имели бы мужество сохранить его для потомков.
После нескольких лет утомительной межведомственной переписки благодаря активной позиции комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве России удалось наконец-таки определиться с дальнейшей судьбой судна. Новой семьей для «Ирбенского» стал Музей мирового океана, имеющий большой опыт реставрации и экспонирования уникальных кораблей в Калининграде и Санкт-Петербурге.
Музей добился передачи судна от Министерства обороны, включения «Ирбенского» в состав объектов морского наследия России и выделения средств на доковый ремонт. 29 октября 2016 г. плавмаяк «Ирбенский», пришвартованный к двум буксирам, был переведён на доковый ремонт в Кронштадтский морской завод.
— Когда мы ночью привели судно в Калининград, я зашла на камбуз и увидела на буфете рядом со кают-компанией большую красную звезду из пластика, такие раньше вешали на ёлки. Откуда она взялась? Может, кто-то с буксира переходил, чтобы посмотреть, всё ли в порядке, нет ли воды, и оставил её там. Сейчас звезда лежит у меня. Не так много сохранилось с маяка — почти ничего. Две книжки, несколько журналов, фрагменты ламп, карнизов. Мы с нуля начинали новую историю маяка. Радует, что много людей помогали в восстановлении. С их помощью сделаны системы жизнеобеспечения, проведено электричество, оборудована система сигнализации, ну и, конечно, продолжает создаваться экспозиция, — рассказывает С.Г. Сивкова.
Ваша помощь вдохнет новую жизнь в плавмаяк «Ирбенский». И, возможно, именно вы сможете с гордостью рассказывать своими детям и внукам о личном вкладе в сохранение морского наследия России.
Тактико-
технические
характеристики
Ширина по миделю — 9,5 м
Осадка в полном грузу — 3,8 м
Водоизмещение в полном грузу — 672 т
Скорость хода — 8,7 узла
Средняя скорость (эконом.) — 7 узлов
Мощность машины — 375 инд. сил
Экипаж — 19 человек
Жилые каюты — 13
Запас топлива — 90 т
Смазочного масла — 3 т
Пресной воды — 40 т
Высота огня над уровнем моря — 17,5 м
Дальность видимости — 12 миль