Рыболовное судно СРТ-129

Инструменты специальных возможностей

У рыбака своя звезда -
Сестра рыбацких сейнеров и шхун,
В туманном небе в давние года
Ее зажег для нас Нептун.

Поэт-песенник Н. Добронравов

Рыболовное судно СРТ-129

Рыболовное судно
СРТ-129



Рыболовное судно СРТ-129
— единственное в стране музеефицированное рыболовное судно, на борту которого создана  экспозиция, посвященная истории рыбопромыслового флота России. Маршрут экскурсии проходит через открытую палубу, носовой отсек с жилой каютой, трюм, салон команды, каюту капитана, ходовую и штурманскую рубки, шлюпочную палубу.

СРТ-129 — одно из отечественных рыболовных судов послевоенного периода и единственное сохранившееся в северо-западном регионе России. Заложенные еще в 1939—1944 гг. на верфях Германии рыболовные суда типа «логгер» и «логгер-траулер» были достроены в 1947—1949 гг. в Германии и переданы Советскому Союзу в счет репараций. Они предназначались для промысла  сельди в Северной Атлантике дрифтерными сетями и донным тралом по схеме бортового траления с обоих бортов.

Суда этого типа в послевоенный период сыграли выдающуюся роль в добыче рыбных ресурсов и развития рыбной отрасли. Именно на них впервые вышли калининградские рыбаки в середине 50-х гг. в открытый океан и обнаружили новые районы промысла. На этих же судах сформировалась знаменитая калининградская рыболовная школа, что позволило в лучшие годы давать до 11% рыбных запасов всей страны. Эти суда были базами, на которых внедрялись новые методы лова, хранения и переработки рыбной продукции. Они же стали образцами для строительства 60 научно-исследовательских судов, многие  из которых внесли выдающийся вклад в изучение Мирового океана («Александр А. Ковалевский», «Академик Берг», «Миклухо-Маклай», «Шельф» и другие).

Тактико-
технические
характеристики

Наибольшая длина — 38,5 м
Ширина по грузовой ватерлинии — 7,8 м
Общая высота рангоута — 17,35 м
Осадка с полными запасами — 5,86 м
Водоизмещение — 410 тонн
Автономность плавания — 8140 миль
Мощность главного двигателя — 300 л. с.
Скорость хода — 9 узлов
Грузоподъемность — 110 тонн
Экипаж — 26 чел.
Image
Image
Image

Экспозиция

В экспозиции «Пионеры океанического лова» ярко представлены история рыболовного промысла в России и в Калининградской области, работа средних рыболовных траулеров в океане, жизнь и труд рыбаков. Исторические справки неотрывно связаны с судьбой рыбопромысловиков и рыбопереработчиков, ученых, занимающихся изучением промыслового запаса океана. Демонстрируемые предметы правдиво характеризуют представленную эпоху, поскольку в своем большинстве, они являются либо личными, либо принадлежат исторической среде 50—70-х гг. XX века. Среди экспонатов — макеты тралов, фрагменты разноячеистых сетей, из которых делались различные орудия лова, канаты, кухтыли, карты основных районов промыслов.

В ходовой рубке установлены приборы и устройства управления судном — основной прибор гирокомпаса «Амур», рулевая колонка со штурвалом, индикатор радиолокационной станции «Донец-2», машинный телеграф, репитер гирокомпаса, индикатор поискового эхолота «Лещ», пульт радиостанции «Корабль-3». В штурманской рубке — радиопеленгатор «Рыбка» и индикатор навигационного эхолота «НЭЛ-5»; в радиорубке — радиоприемник «Волна-К», передатчики различной модификации и назначения, пульт управления сигнальными огнями; на верхнем мостике — рамочная антенна радиопеленгатора, плоская антенна радиолокационной станции, нактоуз главного путевого компаса.

Среди палубного оборудования наибольший интерес представляют паруса. На судах типа СРТ поднимали паруса, используя их для увеличения скорости судна на переходе из одного района промысла в другой. Носовой парус (кливер) поднимался на фок-мачте, кормовой парус (трисель-грот) — на грот-мачте. На палубе также представлен рыбодел,  на котором обрабатывалась выловленная рыба.   

Приходите в музей!
Открывайте мир и себя!