Россия своим фасадом обращена
к Ледовитому океану, и поэтому
ни одна нация не заинтересована
в ледоколах более нас.
Адмирал и океанограф С. Макаров
Ледокол Красин
Ледокол «Красин» символизирует целую эпоху в истории нашей страны. Посетив его, вы прикоснетесь к живой истории ледокольного флота и почувствуете настоящую романтику полярных исследований!
В начале ХХ века Россия имела приоритет в освоении Северного Ледовитого океана. Для освоения этого непознанного пространства впервые были использованы линейные ледоколы. Первенцы российского ледокольного флота, «Ермак» и «Святогор», в течение полувека были самыми мощными кораблями этого класса в мире. «Святогор» («Красин») — второй арктический ледокол России, совершенство конструкции которого на несколько десятилетий определило генеральную линию в развитии отечественного ледоколостроения.
История ледокола
В начале прошлого века российское правительство приняло решение выделить денежные средства на расширение исследований и коммерческое освоение арктических морей. А уже к концу 1915 г. Советом министров была разработана и принята программа строительства ледокольного флота. Заказ на строительство самого мощного на тот момент в мире ледокола получила крупнейшая английская промышленная фирма «Армстронг, Митчел & Ко», занимавшаяся постройкой судов и расположенная в британском городе Ньюкасл.
«Святогор» (впоследствии переименованный в «Красин») стал вторым арктическим ледоколом после «Ермака». Построенный по его чертежам, он отличался о своего предшественника большей мощностью машин. Само строительство началось в феврале 1916-го, а уже в марте следующего года ледокол был полностью готов и прошел ходовые испытания. 31 марта 1917 г. на «Святогоре» подняли Андреевский флаг. Эту дату и принято считать днём рождения ледокола.
1916, 21 января — начало строительства ледокола
1916, 24 сентября — приказ «о зачислении в списки судов флота в класс морских ледоколов с присвоением имени «Святогор»
1917, 31 марта — на «Святогоре» поднят флаг вспомогательных судов Российского Императорского флота (день рождения ледокола)
1918 — затоплен в устье реки Северная Двина, поднят англичанами
1918—1921 — находится в распоряжении Великобритании
1920 — в рамках международной экспедиции спасает ледокольный пароход «Соловей Будимирович»
1921 — выкуплен у правительства Великобритании при участии дипломата Л.Б. Красина и академика А.Н. Крылова
1922—1928 — работает на Балтике, порт приписки — Ленинград
1927, 19 ноября — получает новое имя «Красин»
1928, 12 июля — участвует в спасении экспедиции У. Нобиле
1928—1934 — работает в Западной Арктике и на Балтике
1934 — совершает переход через Атлантику и Тихий океан во Владивосток (меняет порт приписки) и участвует в спасении парохода «Челюскин»
1935—1941— работает в Восточной Арктике
1941—1942 — совершает второй переход через Тихий океан и Атлантику
1942 — в составе союзного конвоя PQ-15 приходит в Мурманск, участвует в морских сражениях Великой Отечественной войны
1942—1943 — выполняет ледовую проводку конвоев в Белом и Карском морях, возвращается во Владивосток и завершает кругосветное плавание, начатое в 1941 году
1943—1945 — проводит работы в восточном секторе Арктики
1950—1956 — работает в Мурманском пароходстве
1956—1960 — проходит модернизацию на верфи г. Висмар (ГДР)
1960—1972 — проводит суда по Северному Морскому пути
1972 — передан Министерству геологии СССР и переоборудован в энергоплавбазу
1974—1989 — обеспечивает работу буровых партий на шельфе Арктики
1989 — передан в Международный фонд истории науки
1992, 20 февраля— Правительством Российской Федерации включен в список исторических памятников, подлежащих охране, как памятник государственного значения
1995 — на борту ледокола открыта первая музейная экспозиция
2002 — принят в Ассоциацию военно-исторических кораблей (HNSA)
2004, 10 февраля — стал филиалом Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге
2014 — проведены доковые работы на Морском заводе в Кронштадте
2017 — столетие ледокола
Тактико-
технические
характеристики
ледокола «Святогор»
при постройке
назначение — проводка судов и экспедиционные работы в Белом море
наибольшая длина — 98,5 м
наибольшая ширина — 21,6 м
осадка при максимальном водоизмещении — 9,1 м
водоизмещение при полной загрузке углем — 10 620 т
главная энергетическая установка — паросиловая на твердом топливе
мощность — 3х3 350 л.с.
скорость — 15 уз.