Историко-культурный центр «Фридрихсбургские ворота»

Инструменты специальных возможностей

Надлежит вам беречь остатки
кораблей, яхт, галер,
а буде опустите, то взыскано
будет на вас и на потомках
ваших.

Петр Великий,
Император Всероссийский

Историко-культурный центр «Фридрихсбургские ворота»

Историко-культурный центр
Фридрихсбургские ворота

История кораблестроения всегда начинается на берегу. А если этот берег еще и знаковое место, где в 1697 г. побывал царь Петр Первый, то сохранить эту историю — дело чести. Именно поэтому Музей Мирового океана в 2007 г. взял под свою опеку еще один разрушенный памятник архитектуры — Фридрихсбургские ворота. Восстановительные работы почти на четверть разрушенного сооружения велись три года:   работали реставраторы из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Калининграда. 10 сентября 2011 г. состоялось торжественное открытие памятника — в здании расположилась экспозиция, посвященная истории кораблестроения и Петру Великому.

Читать далее
fridrikhsburgskie-vorota-04.jpg

Крепость Фридрихсбург была основана в 1657 году по приказу великого курфюрста Фридриха Вильгельма для охраны Прегеля. Фридрихсбург, построенный по проекту придворного математика Кристиана Оттера,  был крепостью бастионного типа. Русский царь посетил крепость в составе Великого Посольства и именно здесь обучался «артиллерийскому делу». Позднее  по приказу царя под Петербургом, на острове Котлин в Финском заливе, было построено несколько фортов (Кроншлот, Цитадель и Александр-шанец).

В середине XIX века крепость Фридрихсбург была модернизирована и включена в состав второго вального обвода Кёнигсберга. С этого времени крепость стала считаться фортом. За всю свою историю крепость ни разу не принимала участия в боевых действиях.

В начале ХХ века руководство Кёнигсберга посчитало, что военная функция оборонительного объекта давно утрачена, а старые стены и дамбы сковывают развитие города. Укрепления пустили на кирпич, и уже в 1916 году по территории форта проложили вспомогательную железную дорогу. Единственный сохранившийся элемент бывшей крепости — это Фридрихсбургские ворота, которые были построены в 1852 году по проекту Ф. А. Штюлера. По своей архитектуре они напоминают городские ворота Кёнигсберга — выполнены в неоготическом стиле  из обожжённого фигурного кирпича. Позднее, в 1939 году, в здании ворот разместился  офис грузовой станции железной дороги.

Во время Второй мировой войны в ходе налета английской авиации и уличных боев Фридрихсбургские ворота сильно пострадали — исчезла одна из четырех башен.

В послевоенное время в воротах располагалась военная типография, потом ― автомастерская. В течение долгого времени объект занимали различные частные структуры. Памятником архитектуры Фридрихсбургские ворота признали в 1960 году, а статус объекта культурного наследия федерального значения они получили в 2002 году.

В 2007 году Музей Мирового океана начал восстановительные работы, которые велись до мая 2011 года. Над реконструкцией почти на четверть разрушенного сооружения работали реставраторы из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Калининграда.

Корабельное воскресение

Петровский центр

Экспозиция Фридрихсбургских ворот посвящена Петру Великому — основателю российского флота. 

Узнать больше

Цент 

Петр I  в Кенигсберге

Школа навигацких наук

Музей Мирового океана приглашает детей 6-12 лет познакомиться с основами морского дела в «Школу навигацких наук» во «Фридрихсбургских воротах. Каждое занятие состоит из теоретической, практической части и мастер-класса. Мастер-классы включают обязательное изучение морских узлов и разнообразные виды творческой деятельности. На занятиях используются развивающие методики и игровые моменты. Приветствуется посещение занятий детьми вместе с родителями, поскольку изучение морского дела не имеет возрастной границы. Занятия проводятся каждую субботу. Начало в 11:00. Стоимость занятия  100 руб.

Лодейный двор

Лодейный двор

Музейный комплекс «Лодейный двор» расположился на территории, прилегающей к Фридрихсбургским воротам, и вместе с памятником архитектуры входит в  историко-культурный центр «Корабельное воскресение», созданный в рамках обширной программы по сохранению и популяризации морского наследия России.   

Лодейный двор был торжественно открыт 10 октября 2012 г.   Здесь широко представлены различные образцы национальных лодок: кижанка из Карелии, построенная мастерами, знающими все тонкости «шитья» лодки; чукотская байдара, с глубокой древности до настоящего времени использующаяся народами Чукотского полуострова, американской Арктики и Гренландии, дединовский челн–лодка-долбленка жителей приокских сел; берестянка — маленькая и легкая лодка, предназначенная для одного человека и изготовленная из специально обработанной и крепко сшитой бересты; германская прогулочная, финская и норвежская лодки. На территории «Лодейного двора» можно не только познакомиться с историей кораблестроения, но и принять непосредственное участие в воссоздании исторического судна.

Читать далее

Первым крупным проектом по воссозданию исторических судов стало строительство куренаса, парусника парусник рыбаков Куршского залива XVI века. Куренас был торжественно спущен на воду 24 мая 2012 г. Это историческое судно было построено Музеем Мирового океана при участии мастеров судоверфи «Пеликан», студентов Прибалтийского судостроительного техникума, курсантов морского кадетского корпуса Андрея Первозванного, воспитанников Морского клуба средней школы г. Пионерского. 

Финансирование этого проекта было не только государственным. На строительство судна Музею Мирового океана удалось выиграть грант IV Конкурса социальных и культурных проектов Компании «ЛУКОЙЛ» на территории Калининградской области. Конкурс проводится ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» с 2008 г., и Музей Мирового океана неоднократно становился его победителем.

Длина судна составляет 10 м, ширина — 2,7 м, водоизмещение — 3 т. На такой лодке могут разместиться до 5 рыбаков. Основное назначение судна — использование в туристических целях. В сентябре 2012 г. куренас принял участие в масштабном городском празднике, проводимом Музеем Мирового океана, — Водной ассамблее — и стал его настоящим украшением.

Приходите в музей!
Открывайте мир и себя!

© 2022 Музей Мирового океана.
Все права защищены