Подводная лодка Б-413
Подводная лодка Б-413 проекта 641 (Foxtrot по классификации НАТО) — уникальное музейное судно. Это единственная в стране и одна из немногих в мире подводных лодок, относящихся к доатомному периоду подводного флота. Уникальность лодки состоит также и в том, что она сохранена в первозданном виде. Прочный и легкий корпус, надстройка, все главные и вспомогательные механизмы, приборы и оружие предстают перед посетителями в том же виде, что и в день вывода корабля из состава Военно-морского флота России.
Океанские дизель-электрические подводные лодки проекта 641, к которому относится ПЛ Б-413, строились с 1958 по 1971 годы на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Всего было построено 75 лодок: 58 – для ВМФ СССР, 17 – для Индии, Ливии и Кубы. Лодки этого проекта до 90-х годов выполняли задачи в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Б-413 спущена на воду и вошла в состав ВМФ СССР в 1968 году. До 1990 г. подводная лодка находилась в составе Северного флота, в дальнейшем в составе Балтийского флота. В 2000 году была передана Музею Мирового океана. В 2018 году ПЛ Б-413 отмечена знаком "Морское наследие России".
Сегодня на лодке вы можете увидеть экспозицию «Из истории подводного флота России».
Устройство
подводной лодки Б-413
Наружный вид подводной лодки (ПЛ) дает представление о её размерах и обводах, двухкорпусной конструкции, наборе выдвижных устройств, рулевых и спасательных устройствах. Через носовой входной люк можно увидеть, что обтекаемый, сложной конфигурации легкий корпус, является наружной оболочкой цилиндрического прочного корпуса. Между корпусами размещены резервуары сжатого воздуха, различные трубопроводы.
В носовой части лодки, в выступающем бульбе, размещается антенна гидроакустической станции (ГАС) «Тулома». Здесь же, над легким корпусом, возвышается обтекатель антенны ГАС МГ-15. ГАС является единственным средством ориентации, связи, обнаружения целей и наведения оружия ПЛ, находящейся в подводном положении.
Посередине корпуса ПЛ установлено ограждение рубки. Будучи обтекаемым продолжением легкого корпуса вверх, оно ограждает цилиндрическую боевую рубку. Здесь же размещаются приборы и механизмы управления лодкой в надводном положении.
Из ограждения рубки выступают выдвижные устройства:
1 — перископ атаки, 2 — зенитный перископ, 3 — устройство РДП (работа дизеля под водой), 4 — ПМУ АП СОРС «Накат», 5 —ПМУ АП радиопеленгатора «Завеса», 6 — ПМУ АП РАС «Флаг», 7 — ПМУ ВАН, 8 — газовыхлоп, 9 — ПМУ «Ива-МВ»
Тактико-
технические
характеристики
длина — 91,3 м
экипаж — 80 чел.: офицеры — 13;
Водоизмещение:
надводное положение — 1945 т
Глубина погружения:
предельная — 400 м
Максимальная скорость:
надводное положение — 16,8 уз.
Вооружение:
шесть 533 мм носовых торпедных аппаратов
четыре 533 мм кормовых торпедных аппарата
Боезапас:
торпедный вариант загрузки — 22 торпеды