Музей Мирового океана спасет уникальный архив

Инструменты специальных возможностей

01 февраля 13:00
Главный корпус

Музей Мирового океана спасет уникальный архив

Музей-заповедник «Музей Мирового океана» принял на хранение уникальный архив - сборник выпусков газеты «Вагоностроитель», которая издавалась Калининградским вагоностроительным заводом с 1947 до начала 1990-х годов.      

Предприятие вместе с БФУ им. Канта участвует в проекте-победителе конкурса «Индустриальный эксперимент» программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина». В ходе проекта был обнаружен большой массив архивных материалов, которые являются уникальными историческими документами о становлении промышленности Калининграда, касаются строительства и функционирования учреждений и жилого фонда города в послевоенные годы, представляют данные по работе, которая велась предприятием в сфере социальной, жилищной политики. Историками БФУ подшивка газеты "Вагоностроитель", самая полная в области, была отсканирована и переведена в цифровой формат. Музей Мирового океана согласился принять оригиналы издания, которые пройдут обработку на специальном оборудовании. В этом деле музей имеет немалый опыт, а также располагает первоклассными специалистами. Архив оригиналов был передан Научно-исследовательским центром социально-гуманитарной информатики БФУ им. И.Канта при участии музея «Фридландские ворота».

Калининградский вагоностроительный завод был местом работы для многих тысяч калининградцев (например, на протяжении нескольких лет на заводе работал отец космонавта Алексея Леонова). Завод был одним из первых, восстановленных после Великой Отечественной войны предприятий, а также пионером отечественного думпкаро-строения (вагоны-разгрузчики). Многие из изобретений, созданных и внедрявшихся на заводе, использовались (и до сих пор используются) в вагоностроительной промышленности СССР и других стран. Продукция завода насчитывала огромный ассортимент электропогрузчиков, платформ для железнодорожных кранов, грузовых вагонов. С жизнью Калининграда как морского города Калининградский вагоностроительный завод был тоже связан: на заводе изготавливали вагоны для порта, перевозки грузов и загрузки товаров на корабли. В постперестроечные годы продукция завода оказалась не столь востребована зарождающимся бизнесом, плюс логистические проблемы дали о себе знать. Современные здания завода сдаются в аренду, старинные довоенные здания требуют достаточно серьезных средств на их поддержание. Проект «Индустриальный объект в неиндустриальном регионе» направлен на сохранение уникального промышленного объекта (Калининградского вагоностроительного завода) как знаковой городской территории, разработку концепции нового общественного пространства и, безусловно, будет способствовать оживлению места. Инициатором и руководителем проекта является музей городской истории «Фридландские ворота».