Наш круглый отличник Бе-12: самолёт-амфибия отмечает 55-летие

Инструменты специальных возможностей

10 октября 09:00
Военно-морской центр

Наш круглый отличник Бе-12: самолёт-амфибия отмечает 55-летие

Легендарный советский противолодочный гидросамолет Бе-12 с бортовым номером 07 «жёлтый» в этом году празднует юбилей со дня первого испытательного полета. Ровно 55 лет назад, 10 октября 1970 года противолодочный самолет-амфибия впервые покорил небо под руководством летчика-испытателя Владимира Гавриловича Гордиенко, который также совершил первую посадку «чайки» на воду в Таганрогском заливе. С этого дня началась история Бе-12 – гидроплана, опередившего время, самого большого серийного самолета-амфибии в мире на тот момент.

Бе-12 был сконструирован в 1957 году Объединенным конструкторским бюро морского самолётостроения под эгидой советского авиаконструктора Георгия Михайловича Бериева, вошедшего в историю морской авиации как «конструктор летающих лодок». Самолеты Бериева были предназначены для поиска, обнаружения, сопровождения и уничтожения подводных лодок. «Чайки» опередили время благодаря своим техническим особенностям, одной из которых являлась оснащенность турбовинтовым двигателем – уникальным на тот момент изобретением. Инновационные механизмы Бе-12 позволяли летчикам-испытателям покорять новые вершины: за все время своей службы на Бе-12 было установлено 46 мировых рекордов, среди которых рекорды по высоте и скорости полета и подъема. Позднее крылатую амфибию начали использовать и в иных целях: в 1990-е Бе-12 доставлял грузы в Сибирь и на Дальний Восток, а переоборудованные противопожарные Бе-12П стали спасателями Сибири, Крыма, Ростовской области и других регионов.

Сегодня Бе-12 – неотъемлемая часть музейной набережной и единственный представитель морской авиации в музее, однако еще 12 лет назад присоединение «чайки» к семье Музея Мирового океана находилось под большим вопросом. Переговоры о передаче гидросамолета велись с 2001 года, и после долгих согласований в августе 2014 года Бе-12 был перевезен на музейную набережную. Об этом событии вспоминает заместитель генерального директора Музея Мирового океана по флоту Алексей Николаевич Шуткин:

«У нас было два варианта, как переместить Бе-12 с завода в музей. Первый – сумасшедший – на тросах по воздуху с помощью грузоподъемного самолета, а второй – снять крылья и хвостовую часть и перевезти отдельно от борта. Остановились на втором. Чтобы транспортировка прошла максимально безопасно для самолета, перекрыли дороги до музея и организовали сопровождающую группу, в числе которых оказался и я, на своем автомобиле. Меня остановили сотрудники ГАИ, и я подслушал беседу стоящих рядом водителей, которые тоже не смогли проехать. Один из них рассказывал, как спросил у сотрудника ГАИ о причине перекрытия проезда, на что получил странный ответ, мол, едет самолет. Не поверили сначала, а потом увидели, что и вправду самолет едет».

Так Бе-12 «приземлился» в Музее Мирового океана и больше никуда не улетит. И не потому что его крылья прикреплены тросами к земле, а потому что он несет культурную вахту и ежедневно встречает на своем борту любознательных посетителей!

Посмотреть внутри и снаружи «летающую лодку» и почувствовать себя членом экипажа посетители могут в составе экскурсии со среды по воскресенье в 12:00 и 14:00.

Билеты можно приобрести в кассе павильона Военно-морского центра.

В публикации использованы фотоматериалы, предоставленные Александром Мелеховым