• Ирбенский001
  • Ирбенский002
  • Ирбенский003
  • Ирбенский004
  • Ирбенский005
  • liniya_vitiaz.jpg

 МАЯКИ – СВЯТЫНИ МОРЕЙ

В Калининград маяк "Ирбенский" пришёл в ночь на 30 июня 2017 г. и ошвартовался у причала Музея Мирового океана. Впервые за последние десять лет он вышел в открытое море. А ведь ещё два года назад были опасения, что уникальное судно, последний обитаемый плавучий маяк в России, и вовсе пойдёт на металлолом.

Ирбенский ждет вашей поддержки!

В ночь с 29 на 30 июня плавмаяк Ирбенский ошвартовался у музейного причала, и практически сразу после этого начались работы по его реставрации и музеефикации. 
За три месяца его стоянки появились первые экспонаты. 
Совсем скоро свое законное место в ходовой рубке займет штурвал — его вместе с рулевой колонкой в подарок музею передал капитан учебного парусного судна «Юный балтиец» (Санкт-Петербург) Дмитрий Костин. Именно такой штурвал был в свое время установлен и на самом Ирбенском.
Почти полностью отреставрирован лоцманский катер, который сегодня его можно увидеть на корме судна. Восстановлением занимались мастера ООО «Шлюпочный участок» в реставрационной мастерской музея во Фридрихсбургских воротах, а деньги на реставрацию выделило ООО «ЛУКОЙЛ-КМН». 
В маячную рубку «вернулась» отреставрированная линза Френеля с колпаком. Выпаленная из хрусталя, она требует очень бережного отношения, а поднять ее предстояло ни много ни мало на 18-метровую высоту. 
Уже привезены и готовятся для реставрации машинный телеграф, эхолот, штурманский столик и другие предметы.
Готовится к переезду и 400-килограммовый туманный колокол, полученный Музеем Мирового океана в дар от Калининградской епархии Русской православной церкви. Сейчас он выставлен на причале перед Ирбенским, но в ближайшее время получит постоянную прописку на борту плавмаяка. Это один из старейших (если не самый старый) колоколов, находящихся на территории Калининградской области. Он был отлит в 1885 году — и даже сегодня на его плече отчетливо видна заводская марка, существовавшая в России ещё до революции. Долгое время колокол предупреждал моряков об опасности на маяке города Ревель. Пожалуй, это одна из последних настоящих рынд в мире, которая располагалась на плавучих маяках и помогала кораблям ориентироваться в тумане. В 1995 году колокол был передан Балтийским флотом Русской православной церкви. Там он и служил до настоящего времени.
Впереди еще ремонт каюты капитана, камбуза, кают-компании, радиорубки и других помещений. В них расположатся новые экспонаты, часть из которых еще предстоит найти. В связи с этим музей обращается за помощью ко всем, для кого маяк не пустой звук, а символ морского региона. Если у вас есть предметы морской тематики, предметы, связанные с маячным делом и плавучими маяками, мы будем рады принять их в дар или оформить договор временного хранения. Ваша помощь поможет «вдохнуть» новую жизнь в плавмаяк Ирбенский. И, возможно, именно Вы сможете с гордостью рассказывать своими детям и внукам о личном вкладе в сохранение морского наследия России.

 

Первые маяки Империи

В Российской империи первая позиция для плавучего маяка появилась на Финском заливе, неподалёку от новой столицы, Санкт-Петербурга, в 1810-х годах. Лишь полвека спустя в 1858 году во удовлетворение давних просьб Рижского биржевого комитета первый плавмаяк появился близ мыса Домеснес (Колка), где Балтийское море соединяется с Рижским заливом.

Морские будни этого маяка оказались настолько экстремальны, что вскоре правительство решилось на масштабный проект – постройку искусственного маячного островка на оконечности подводного рифа, по завершении которой плавучий маяк был упразднён. В 1910 году новый плавучий маяк был выставлен близ мыса Люзерорт (Овиши). Его появлению предшествовала дискуссия, где также выносилось предложение построить островок, аналогичный Домеснесу.

К проекту стационарного маяка в открытом море вернулись в 1930-е, когда в районе эвакуированного в Россию «Люзерортского» выставлялся плавучий маяк «Лайма», отремонтированный в 1928 году в Латвии германский военный трофей. Вторая мировая война помешала этим планам сбыться, а «Лайма» была угнана в Германию, но не дошла, затонув в Польше.

В 1940–1950-х маяки на балтийском побережье страны были восстановлены или перестроены. Появилось и несколько новых башен. Но в условиях растущего тоннажа ходивших в Ригу зарубежных судов для безопасного морского сообщения этого уже не хватало. В 1961–1962 годах по заказу СССР на верфи Oy Laivateollisuus Ab в Турку (Финляндия) были построены два однотипных плавучих маяка проекта 852Т.

Первый, «Астраханский-приёмный», отправился на Каспий, где заменил старый плавмаяк дореволюционной постройки. Второй, «Ирбенский», был выставлен в одноимённом проливе и служил ориентиром для судов, шедших глубоководным фарватером в Рижский залив. Примечательно, что впервые о потребности в плавучем маяке на банке Михайловская ходатайствовал ещё Рижский биржевой комитет в 1860-х годах, за сто лет до описываемых здесь событий.

В холодной туманной мгле маяк корабли зовёт

«Ирбенский» стал последним обитаемым плавучим маяком, построенным в мире. Длина судна составила 43,4 м, водоизмещение в полном грузу – 672 т. Его конструкция вобрала в себя весь накопленный опыт строительства и эксплуатации светящих судов. Особое внимание уделялось автономности, безопасности и комфорту службы на судне, которому суждено было проводить по 8-9 месяцев на холодной и капризной Балтике, на значительном удалении от берега и порта.

Маяк приводился в движение с максимальной скоростью 8,2 узла дизелем производства ГДР мощностью 375 индикаторных сил. В просторном машинном отделении располагались три дизель-генератора и парогенератор системы отопления. Запас топлива достигал 90 т, что обеспечивало 10-суточную работу главного двигателя и 120 суток работы паро- и электрогенератора. За один переход маячное судно могло преодолеть до 1800 миль при волнении до 7 баллов и ветре до 10 баллов.

На борту плавмаяка имелся запас в 46 т питьевой воды и морозильная камера для 850 кг мяса, рыбы и овощей, что обеспечивало команде автономность до 50 суток обычной жизни на борту. Матросы и лоцманы размещались в семи двухместных каютах, капитан и старшие офицеры – в шести одноместных. Всего в надстройке вдоль двух тамбуров располагались 13 кают. Внутренняя отделка жилой палубы выполнена из светлой ламинированной фанеры, мебель в каютах – кровати с ящиками, шкафы, столы из ценных пород дерева. Разумеется, финны предусмотрели на борту и небольшую сауну.

На «Ирбенском» имелся лоцманский катер и двухтонный поворотный кран для его спуска на воду, но, в отличие от «Астраханского», лоцманской службы на маяке не было. Корпус плавучего маяка был разделён семью водонепроницаемыми переборками. Непотопляемость судна обеспечивалась при затоплении двух смежных отсеков из восьми. Эвакуацию экипажа обеспечивали две вёсельные шлюпки.

Маячная мачта была выполнена в виде полой металлической трубы с лестницами внутри и на внешней стороне. Высота огня над уровнем моря составляла 17,5 м, дальность видимости – 12 миль. Светооптический аппарат производства шведской фирмы AGA с поясной линзой полуметрового диаметра обеспечивал 12-мильную видимость огня. Для стабилизации линзы в горизонтальной плоскости при качке использовалась маятниковая система из тросов и трубок, уходивших из фонарного сооружения в корпус судна ниже ватерлинии и связанных там с грузом-балансиром. При нештатных ситуациях и при движении своим ходом на маяке зажигался красный огонь.

«Ирбенский» был также оборудован звукосигнальной установкой (наутофоном) и радиомаяком, включаемыми в условиях тумана. Наутофон ЛИЕЖ-300 сообщал проходящим в радиусе 4 миль судам о позиции плавмаяка звуком низкой тональности, испускаемым с четырёх излучателей, смонтированных на отдельной мачте ближе к корме судна. Радиомаяк МРМ-54 использовал 15-метровую проволочную антенну, натянутую между мачтами, для передачи азбукой Морзе туманного сигнала «ПМ» на расстояние 15 морских миль. Оценивая задержку наутофонного гудка относительно радиосигнала, экипажи проходивших Ирбенский пролив судов могли быстро и точно определить расстояние до плавмаяка и, соответственно, своё местоположение. Среди штурманского вооружения на плавучем маяке имелись две радиостанции, радиопеленгатор, эхолот и радиолокационная станция «Дон».

 Луч света над Ирбенским проливом

Впервые плавучий маяк был выставлен на позицию 2 августа 1962 года и снят 19 января 1963 года. С 5 мая 1963 года маяк устанавливался на позицию 57 51 СШ 21 37 ВД на постоянной основе. Точное место установки маяка определялось по двум смежным углам между тремя точками: маяками Сырве, Микельбака и Овиши.

24 года службы «Ирбенского» на банке Михайловская прошли относительно спокойно. Маяк ежегодно выставлялся в апреле-мае и снимался в январе-феврале, согласно ледовой обстановке. В несезон маячное судно проходило текущий ремонт в Вентспилсе или Лиепае. Значительных происшествий было два: в ноябре 1969 году маяк был сорвал с якорей ураганом, а в январе 1983 года была обломана кормовая мачта.

С постройкой в 1985 году стационарного маяка «Ирбенский» на гидротехническом основании потребность в плавучем маяке отпала, и «Ирбенский», закончив навигацию 1986–1987 годов, встал в Лиепае на двухлетний ремонт.

Новой позицией для плавучего маяка, переименованного в «Вентспилсский», стало начало фарватера, ведущего к порту Вентспилс. Однако за две навигации с 1989 по 1991 год плавмаяк оказался четырежды сорван с якоря и был заменён приёмным буем ледового класса.

По воспоминаниям служившего на «Ирбенском» Аркадия Тёмина (бывшего начальником 110-го участка Гидрографической службы КБФ с 1977 по 1985 год), будни на плавучем маяке протекали достаточно однообразно, а самой захватывающей стала история его эвакуации в 1994 году из уже независимой Латвии на базу флота в Балтийск и далее в Санкт-Петербург.

Здесь, у причальной стенки Ломоносовской гавани Кронштадта, плавучий маяк «Ирбенский» прослужит гидрографическому ведомству Российского флота ещё 15 лет в качестве штабного судна дивизиона гидрографических судов.

К 2008 году часть оборудования на маяке была уже снята, но дела на судне шли своим чередом: на капитанском столе горкой лежали бумаги, по тамбурам ходили люди, на камбузе готовился обед для экипажа. Спустя несколько месяцев ушёл из жизни капитан «Ирбенского», а следом жизнь покинула и сам плавучий маяк…

Борьба за «живучесть»

Вскоре маяк был выведен из состава Балтийского флота и оказался на аукционе в качестве лома чёрного металла. Тогда же началась «борьба за живучесть» уникального судна: от имени фонда «Маячный» писались письма в высокие столичные инстанции, была создана информационная площадка в Сети, появился интерес среди журналистов, последовала серия новостных телесюжетов.

- В 2010 году мы впервые услышали о плавмаяке "Ирбенском" на Международной научно-практической конференции "Морское наследие России". Мэр Ломоносова рассказал, что маяк находится у них в заброшенном состоянии. Тогда Кронштадт, как город морской славы сказал, что хочет взять его себе. Прошли долгих пять лет, но вопрос так и не был решён: не нашлось места у причала ни в Санкт-Петербурге, ни в Ломоносове, ни в Кронштадте. Все понимали, что судно находится в таком состоянии, что его скоро вообще нельзя будет восстановить. У него уже был на тот момент крен, образовались течи, дыры, - вспоминает Генеральный директор Музея Мирового океана, заместитель председателя Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации Светлана Сивкова.

С каждым последующим годом покинутый и обесточенный ветшал и разорялся. Внезапная медийность и внимание общественности спасли неприметное судно от распила «на иголки», но впереди было главное: поиск «Ирбенскому» новых хозяев, которые имели бы мужество пройти семь кругов ада отечественной бюрократии и добиться в итоге сохранения последнего в стране плавучего маяка для потомков.

После нескольких лет утомительной межведомственной переписки благодаря активной позиции комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве России удалось наконец-таки определиться с дальнейшей судьбой судна. Новой семьёй для «Ирбенского» стал Музей мирового океана, имеющий большой опыт реставрации и экспонирования уникальных кораблей в Калининграде и Санкт-Петербурге. Музей добился передачи судна от Министерства обороны, включения «Ирбенского» в состав объектов морского наследия России и выделения средств на доковый ремонт. 29 октября 2017 года плавмаяк «Ирбенский», пришвартованный к двум буксирам, был переведён на доковый ремонт в Кронштадтский морской завод.

Делали всё сами

На заводе судно поставили в док - корпус заварили и покрасили. На сварку и монтаж всех внутренних помещений денег уже не было. Тогда команда из Калининграда поняла, что это нужно делать своими руками. В общей сложности, благодаря такому решению, сэкономили полтора миллиона рублей.

На маяке работали всего несколько человек: заместитель генерального директора Музея Мирового океана по флоту Алексей Шуткин, капитан с большим стажем и опытом работы на кораблях-музеях Борис Пресняков, раньше возглавлявший экипаж ледокола "Красин", ещё одного филиала музея в Санкт-Петербурге, два матроса и лично руководитель музея Светлана Сивкова.

- Уборку делали в полной экипировке — в масках и перчатках, но и это не помогло. Мы все чесались, потому что кругом была стекловата. Когда мы уходили из Кронштадта, все двери нужно было запенить, всё зашпатлевать. Таковы требования, которые предъявлялись к переходу. Мы каждый день покупали баллоны с монтажной пеной. Перед предстоящей буксировкой все оборудование нужно было закрепить по-штормовому. Я помню, как в последний момент увидела старое драное кресло - оказалось жалко выбросить. Мне тогда сказали: "Вот гвоздь, молоток, и прибиваем". Всё нужно было сделать так, чтобы в ходе межбазового перехода ничего не сдвинулось с места…  В конце июня погода начала меняться. Понимали, что промедлим с началом буксировки в Калининград на день-два и попадём в шторм. Рано утром 25 июня вышли, — теперь уже выдохнув полной грудью вспоминает Светлана Геннадьевна.

В ночь с 29 на 30 июня "Ирбенский" на буксире прибыл в Калининград и ошвартовался у причала Музея Мирового океана.

По глубокому убеждению Генерального директора Музея Мирового океана Светланы Сивковой, поднятие вопроса о будущем маяков - памятников истории техники и навигации особенно актуально, поскольку в век развития технологий связи и навигации многие маяки были закрыты и уничтожены. Маяки - это неотъемлемая часть истории освоения русских морей, их потеря сравнима с исчезновением важной главы из нашего прошлого. Вот почему так важно сохранить последний существующий в России плавучий маяк, привлечь внимание общества к проблематике вопроса: истории исчезающей профессии «маячника», исчезающих технических сооружений такого типа - памятников техники и культуры.

Поскольку плавучий маяк «Ирбенский», который строился по заказу Советского Союза на верфях Финляндии, при спуске на воду не проходил отмененную тогда флотскую традицию освящения и крещения судна, руководство Музея Мирового океана приняло решение провести такую церемонию. В июле 2017 года представитель Калининградской епархии РПЦ отец Давид освятил судно, а Президент Благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ» Н.Ю. Алекперова, благодаря помощи которой состоялась буксировка судна из Кронштадта, стала его крестной матерью.

Таким образом плавучий маяк «Ирбенский» занял достойное место у набережной исторического флота Музея Мирового океана. Началась новая страница в биографии судна, его новая бессменная вахта.

Новая вахта «Ирбенского»

Сегодня музеефикация судна, восстановление внутренних помещений и создание экспозиции на борту происходят при поддержке Фонда «История Отечества» Российского исторического общества.

- Когда мы ночью привели судно в Калининград, я зашла на камбуз и увидела на буфете рядом со кают-компанией большую красную звезду из пластика, такие раньше вешали на ёлки. Откуда она взялась? Может, кто-то с буксира переходил, чтобы посмотреть, всё ли в порядке, нет ли воды, и оставил её там. Сейчас звезда лежит у меня. Не так много сохранилось с маяка - почти ничего. Две книжки, несколько журналов, фрагменты ламп, карнизов. Сегодня мы с нуля начинаем новую историю маяка. Радует, что много людей хотят помочь в восстановлении. Нужно сделать системы жизнеобеспечения, провести электричество, оборудовать систему сигнализации, ну и, конечно, создать экспозицию, — говорит С.Г. Сивкова.

В восстановлении музейного объекта большим подспорьем стал грант Фонда «История Отечества» в рамках поддержки выставочной и экспозиционной деятельности, который Музей Мирового океана выиграл в июле нынешнего года.

Благодаря поддержке Фонда, возглавляемого Сергеем Евгеньевичем Нарышкиным, уже в декабре нынешнего года будут восстановлены ходовой мостик плавучего маяка, каюта капитана, ряд судовых помещений. На борту судна примет первых посетителей экспозиция «Маяки – святыни морей», посвященная истории маячного дела в России.

Реализуя грант, авторский коллектив музея ведет кропотливую работу по сбору информационного, документального материала, комплектованию фондовых предметов. Фотографии, чертежи, навигационные приборы, предметы быта экипажа, карты с указанием позиций расположения «Ирбенского», воспоминания ветеранов гидрографической службы – все ляжет в основу будущей экспозиции.

У Музея Мирового океана есть много идей по поводу того, каким будет плавучий маяк "Ирбенский". Он оживёт, на нём будут стоять столики, прогуливаться пары. Сотрудники музея вдохнут новую жизнь в судно. Оживет камбуз. Должны ожить и каюты, где смогут останавливаться гости – гидрографы, ученые-океанологи. Посетители смогут полюбоваться на отреставрированный лоцманский катер, установленный на судне. Приведут музейщики в порядок навигационную рубку и метеорологическую лабораторию.

Есть планы по восстановлению роскошного грибовидного якоря, который некогда украшал нос судна, но бесследно пропал. И конечно, сам маяк.

- Сохранилась маячная линза, это самое главное. Сегодня на корабле горит маленькая лампочка, мы поставили её в День города. Протащили туда кабель, поставили, зажгли, чтобы горожане понимали, что это светится новый символ города и региона. Восстановим и наутофон, установленный на второй мачте, который во время тумана гудел низким красивым звуком. Я думаю, что нас поддержат, и он будет иногда гудеть в Калининграде, а звук от него будет расходиться очень далеко, в разные стороны. Наш маяк должен жить! — с задором говорит Генеральный директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова.  - Мы сейчас начинаем абсолютно новую историю нашего "Ирбенского", в этом нам требуется помощь. На мероприятиях устанавливаем копилку, куда желающие могут положить деньги. Откликнувшимся вручаем открытку с изображением маяка. Перечислить средства можно и на внебюджетный счёт музея целевым переводом с указанием "Наш маяк". Уверена, вместе мы восстановим судно, и оно еще долгие годы будет нести свою новую вахту на страже морского наследия России.

 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Плавучий маяк — судно специальной конструкции, оборудованное маячным огнём, радиомаяком, звуковым передатчиком и гидроакустическим сигнальным устройством.

Устанавливались в открытом море для предупреждения об опасности. Использовались вдали от береговой линии и при входах в порт в качестве лоцманской станции.

Длина - 43,4 м, ширина по миделю - 9,5 м, осадка в полном грузу - 3,8 м, водоизмещение в полном грузу - 672 т.

Скорость хода - 8,7 узла, средняя экономическая скорость - 7 узлов, мощность машины (пр-ва ФРГ) - 375 инд. сил.

Экипаж из 19 человек размещался в 13 жилых каютах, одноместных и двухместных. Запас топлива - 90 т, смазочного масла - 3 т, пресной воды 40 т, что обеспечивает 10-суточную работу главного двигателя и 120-суточную работу отопительного котла и вспомогательных двигателей. По запасам провизии и пресной воды автономность судна составляет 50 суток.

Высота огня над уровнем моря составляла 17,5 метров, дальность видимости – 12 миль.

 

КАКИМ "ИРБЕНСКИЙ" ЗАПОМНИЛСЯ КАЛИНИНГРАДЦАМ

"Он тогда, кажется, из Вентспилса пришёл, а я работал на "Андромеде". Вышел из отпуска, в это время моё судно было в Польше, и мне предложили прикомандироваться на плавмаяк старшим электриком. Хорошие там были условия: опрятные каюты — просто пять баллов. Я помню, как вахтенный, который стоял у трапа и принимал воду для технических нужд на судно, недосмотрел и затопил почти все носовые помещения. Видимо, люк цистерны в носовом помещении был открыт, когда вода наполнилась, она пошла мимо. Я иду на работу, а маяк чуть ли не затонувший носом стоит. Пришлось вместо механиков по всем трубопроводам пройтись. Хорошо, что там было на бирках подписано, какие клапаны как открываются. Открыл, включил насос".

Александр Дьячкин, работал на маяке летом 1992 года.

 

"Я тогда проходил практику от военной кафедры. Мы приезжали и сидели на маяке сутки через трое, что-то вроде вахты. Были небольшие каютки, не очень комфортные. Тогда это было уже старое судно, отслужившее свой срок. На плавмаяке была небольшая команда — человек 5–6, пожилой капитан, девушка-кок и молодые матросы. На шильдике (металлической табличке) судна прочитал, что мощность двигателя — 300 л/с. Мне всегда была интересна эта часть морских судов. Я служил на флоте, проходил срочную службу на спасательном судне и всегда с интересом спускался в машинные отделения этого типа".

Вадим Бичан, проходил практику на плавмаяке в 1993 году, тогда стоявшем в Балтийске на приколе.

 

"Он тогда, кажется, из Вентспилса пришёл, а я работал на "Андромеде". Вышел из отпуска, в это время моё судно было в Польше, и мне предложили прикомандироваться на плавмаяк старшим электриком. Хорошие там были условия: опрятные каюты — просто пять баллов. Я помню, как вахтенный, который стоял у трапа и принимал воду для технических нужд на судно, недосмотрел и затопил почти все носовые помещения. Видимо, люк цистерны в носовом помещении был открыт, когда вода наполнилась, она пошла мимо. Я иду на работу, а маяк чуть ли не затонувший носом стоит. Пришлось вместо механиков по всем трубопроводам пройтись. Хорошо, что там было на бирках подписано, какие клапаны как открываются. Открыл, включил насос".

Александр Дьячкин, работал на маяке летом 1992 года.

 

 

РЕКВИЗИТЫ МУЗЕЯ ДЛЯ СБОРА СРЕДСТВ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛАВМАЯКА «ИРБЕНСКИЙ»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Музей Мирового океана»

236006 г. Калининград,

Набережная Петра Великого, дом 1

тел.:53-89-15, факс: 34-02-11

ИНН       3906027695

КПП       390601001

ОКПО    01138396

ОКОНХ 93131

ОКАТО 27401368000

ОКВЭД  92.52

ОГРН    1023900990080

л/с 20356X24130 в УФК по Калининградской области

р/с 40501810100002000002, БИК 042748001,

Отделение Калининград, г. Калининград

 

 

 

 

   smedia