Нахожусь в назначенной точке тчк Якорь держит исправно тчк
13 октября в России отмечается День гидрографической службы. Праздник, посвященный специалистам, обеспечивающим безопасность судоходства в океанах, морях и реках. Благодаря профессионалам этого дела все суда находят свой порт, мореплаватели не боятся тумана, а шторма и течения не становятся преградой на пути.
В 2017 году у музейной набережной был ошвартован оранжевый красавец, который по сей день несет гидрографическую и культурную вахту. Это последний обитаемый плавучий маяк «Ирбенский» – ветеран гидрографической службы. С 1962 года и почти четверть века он был ориентиром для судов, шедших глубоководным фарватером в Рижский залив. Маяк был оснащен звукосигнальной установкой (наутофоном) и радио-маяком, включаемыми в тумане. Наутофон сообщал проходящим в радиусе 4 миль судам о позиции плавмаяка, а радиомаяк передавал послание азбукой Морзе. Оценивая задержку наутофонного звука относительно радиосигнала, экипажи проходивших по проливу судов могли точно определить расстояние до плавмаяка и, соответственно, своё местоположение.
«Несмотря на то, что сейчас мы используем другие средства навигации, более современные, маяки всё же помогают, и, конечно, мы их замечаем. Когда проходишь рядом с берегом и видишь их, то, безусловно, это греет душу. «Ирбенский» исправно нес свою службу. В то время он был необходим, потому что не представлялось возможным возвести в проливе стационарный маяк, к которому мы привыкли. И решение нашли, построив плавучие маяки на якоре. Так и появилась наша оранжевая «путеводная звезда», – комментирует капитан музейного судна – плавучего маяка, Дмитрий Калинин.
«Ирбенский» – не единственный объект музея, облегчивший и обезопасивший в своё время плавание многим морякам. Старый маяк в пос. Заливино тоже освещал путь мореплавателям еще в XIX в., однако с 1985 года был заброшен и долгое время стоял в ожидании смотрителя. И в 2021 году, после сложных реставрационных работ, Музей Мирового океана вновь зажег свет на Старом маяке, который теперь принимает гостей и открывает с башни завораживающий вид на Куршский залив.
Также в музее представлена картографическая коллекция, насчитывающая более 2100 единиц хранения, среди которых есть труды гидрографов – навигационные карты, переданные Гидрографической службой Балтийского флота. Особенно ценны карты ручной работы, выполненные в экспедиционных или камеральных условиях и связанные с изучением Мирового океана. Такие экземпляры поступали из академических и ведомственных институтов, личных архивов ученых-океанологов, в том числе участвовавших в экспедициях на НИС «Витязь».
В коллекции музея также хранятся средства измерений гидрометеорологического назначения и навигационные инструменты: компасы, термометры, барометры и другие атрибуты гидрографической службы. Все эти экспонаты представлены в экспозиции «Глубина» – фондохранилище Музея Мирового океана.
