• vistavki0003.jpg
  • vistavki0001.jpg
  • Vistavki00010.jpg
  • Vistavki0006.jpg
  • Vistavki00011.jpg
  • Vistavki0009.jpg
  • vistavki0002.jpg
  • Vistavki0004.jpg
  • Vistavki0008.jpg
  • Vistavki0007.jpg
  • Vistavki0005.jpg

190 лет Гидрографической службе

 

Гидрографическая служба Военно-Морского Флота России 13 октября отмечает свое 190-летие.
Её история начиналась в далеком XIX веке, когда И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский выполнили первые научные океанографические работы в открытом океане. Спустя два десятилетия после первой русской кругосветки, в октябре 1827 года, было создано Управление генерал-гидрографа, ставшее родоначальником современной гидрографической службы Военно-Морского Флота. Первым генерал-гидрографом назначили вице-адмирала Гавриила Андреевича Сарычева (1763—1831), выдающегося исследователя-океанографа, составителя многочисленных карт Берингова, Охотского и Балтийского морей. С этого момента начались работы Гидрографической службы ВМФ по накоплению и осмыслению результатов океанографических наблюдений, составлению описаний гидрометеорологического режима морских акваторий.
Вся история побед военного флота России связана с гидрографией как наукой. Неудивительно, что впоследствии гидрографическая служба стала структурным подразделением ВМФ России. Как отмечают сами моряки, победы на море ковались вначале именно гидрографами. Они обеспечивали функционирование флота, назначали оптимальные варианты его действий, и только потом уже шли в бой регулярные войска и силы.
Без сомнения, все те исторические события которые были в истории военно-морского флота России, все победы, все открытия смогли состояться прежде всего при условии отличного обеспечения со стороны гидрографической службы.
Сегодня в ее ведении находится около 10 000 объектов навигационного оборудования (в том числе маяки, знаки, буи, радионавигационные системы), более сорока гидрографических и океанографических судов, десятки гидрографических катеров. Специалисты службы выполняют съемки рельефа дна, грунтовые, гравиметрические и магнитные съемки, осуществляют метеорологические, аэрологические, гидрологические, гидрохимические, гидрооптические и другие наблюдения в Мировом океане.
Когда-то частью гидрографического флота был и плавмаяк «Ирбенский». Свой боевой пост он «сдал» в 2009 году, а в 2014 его передали Музею Мирового океана. Меньше чем за три года музею удалось провести докование «Ирбенского», а в июне 2017 года — и его буксировку в Калининград, где он ошвартовался у причала Набережной исторического флота. Это шестое судно в музейной флотилии, которое наверняка стало прекрасным подарком для гидрографов Балтийского флота.
Музей от всей души поздравляет всех сотрудников и ветеранов гидрографической службы с профессиональным праздником и желает традиционные семь футов под килем. Удачи и благополучия! И пусть свет маяка всегда помогает найти нужную дорогу!

 


Музей — школам области

В начале сентября Музей Мирового океана объявил  о начале акции «Музей — школам области».  В её рамках учащиеся общеобразовательных учреждений смогут бесплатно посетить самые популярные музейные объекты. К концу месяца предложением музея уже воспользовались пятьдесят школ города. В среднем каждая из них получила  500 билетов, а  школьники смогли побывать в экспозиции «Глубина», в аквариальном зале, посетить НИС «Витязь», средний рыболовный траулер СРТ-129 и Историко-культурный центр «Корабельное воскресение» во Фридрихсбургских воротах.  Акция продлится до конца первой четверти, и мы надеемся, что подобные социальные проекты станут доброй традицией в Музее Мирового океана. 


Малый флот музея разрастается

lodka Малая флотилия Музея Мирового океана  продолжает пополняться новыми лодками. Во Фридрихсбургских воротах 22 сентября состоится церемония передачи лодки-долбленки приозерной Мещеры в дар историко-культурному центру «Корабельное воскресение». В 11 часов на территории старой крепости соберутся  участники мероприятия — кадеты и курсанты, сотрудники музея, глава городского округа Рошаль Московской области Алексей Артюхин и руководитель проекта «Сердце Мещёры», генеральный продюсер Международного фестиваля «Хорошая песня», заместитель главы г.о.Рошаль по развитию Юрий Белоусов, чтобы вместе  встретить «новосёла».

Кстати, именно благодарю Юрию Белоусову лодка прибыла в музей. Дело в том, что Юрий Алексеевич родом из Калининграда. Потом судьба забросила его в Московскую область.

В 2016 году энтузиасты краеведческого клуба “Сердце Мещёры”, созданного в городе Рошаль Московской области, решили возродить старинный купальский обряд – гонки на лодках-долблёнках. В ходе этнографических исследований группой под руководством Юрия Белоусова в сёлах Окского бассейна состоялось знакомство с  мастерами, сохранившими  до наших дней секреты производства «чёрных» лодок. К лету 2017 года по традиционной технологии было изготовлено семь таких судов.

Уже в сентябре 2017 года в рамках Фестиваля славянской культуры и этноспорта “Традиционные игры Мещёры”, проводимого Администрацией городского округа Рошаль, состоятся традиционные игры “Мещёрские гонки - 2017”, главным событием которых станут соревнования на  лодках-долблёнках. Правда, участие в гонках примут лишь шесть судов. Седьмое прибыло во Фридрихсбургские ворота. Г-н Белоусов вместе со своими коллегами и единомышленниками решил, что в коллекции Музея Мирового океана, который он часто посещает, должна быть лодка, представляющая его новую родину. В итоге судно из Центральной России стало частью коллекции, рассказывающей о традиционных средствах передвижения по воде  из различных уголков мира.

Краткая справка

Исследователи относят лодки-долбленки приозёрной Мещёры, или чёрные лодки, к судам однодеревкам блочного типа, которые получили своё название от тёмного цвета — осмоления. Они уникальны, их распространение этнографически зафиксировано в малом регионе, локально расположенном в Окском бассейне на стыке Московской, Владимирской и Рязанской областей. Блочные долбленые суда происходят от нодеревых долбленок, изготавливавшихся из цельного дерева, и прослеживаются в европейском археологическом материале с первых веков до н. э. В России наиболее древней фрагмент блочной лодки был найден в 1947 году во время раскопок на Ярославовом дворище в Новгороде и датируется XII—XIII вв., при этом инструменты для изготовления таких лодок были обнаружены при раскопках в слоях XI—XIII вв. в Серенске, Старой Рязани, Москве, Слободке, Переславле Рязанском, Великом Новгороде и других местах.Технология изготовления мещёрских чёрных лодок дожила до наших дней. Лодка состоит из пяти частей: плоского днища, двух прямых бортовых досок, долбленых по всей длине в виде желоба, и двух оконечностей — кокор. Оконечности лодки делаются одинаковыми по форме, благодаря чему судно может хорошо ходить вперед и назад, не разворачиваясь. На некоторых лодках носовая и кормовая вставки имели прямую (горизонтальную) плоскость, на других — дугообразную (в виде желоба). В настоящее время мастера сколачивают части корпуса железными гвоздями и скобами, а ранее сшивали гибким можжевеловым корнем — вицей. Лодка управляется вёслами-гребками, а не распашными вёслами, закреплёнными в уключинах.  Эта древняя техника гребли и управления судном  появилась в эпоху позднего  неолита — ранней бронзы, во времена  первых лодок однодеревок. Умелые рыбаки до сих пор способны вести лодку одной рукой, гребя только с одного борта. 

 


Крещение плавучего маяка "Ирбенский"

В  Музее Мирового океана прошла церемония освящения и крещения нового музейного экспоната – плавучего маяка «Ирбенский», который после его отбуксировки из Кронштадта в Калининград в июле 2017 года пополнил коллекцию флотилии музея. Морской переход плавучего маяка состоялся при поддержке Благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ». 

Поскольку плавучий маяк «Ирбенский», который был построен в 1962 году по заказу Советского Союза на верфях Финляндии, при спуске на воду не проходил отмененную тогда флотскую традицию освящения и крещения судна, руководство Музея Мирового океана приняло решение провести такую церемонию. Представитель Калининградской епархии РПЦ отец Давид освятил судно, а президент Благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ» Н.Ю. Алекперова стала его крестной матерью. В мероприятии приняли участие министр культуры и туризма Калининградской области А.В. Ермак, мэр города Калининграда А.Г. Ярошук, генеральный директор Музея Мирового океана С.Г. Сивкова, капитан первого ранга, начальник гидрографической службы Балтийского флота А.А. Анисин, экипаж парусника «Юный балтиец». 
В 1962 году плавучий маяк «Ирбенский» был установлен в Ирбенском проливе Балтийского моря. Он оказался последним построенным обитаемым плавучем маяком во всем мире. Судно функционировало по своему назначению до 1985 года, а затем было отбуксировано сначала в Балтийск, а затем в Ломоносов, где использовалось военными моряками в качестве штабного помещения до своего списания в 2009 году. В августе 2014 года маяк передан Калининградскому Музею Мирового океана. 
Плавучий маяк «Ирбенский» занял достойное место в коллекции флотилии Музея Мирового океана, в состав которой входят, в частности, ледокол «Красин», научно-исследовательские судна «Витязь» и «Космонавт Виктор Пацаев», подводная лодка «Б-413». 
Плавучий маяк — судно специальной конструкции, оборудованное маячным огнем, радиомаяком, звуковым передатчиком и гидроакустическим сигнальным устройством. Они устанавливались в открытом море для предупреждения о какой-либо крупной навигационной опасности и как приемные маяки для указания мореплавателям точки подхода к порту, в которой судно может уточнить свое место в море или принять лоцмана, если на таком маяке имеется лоцманская станция.


Парусник «Юный балтиец» приходит в Калининград

Хотя наступление сентября и знаменует окончание лета, а значит, и окончание периода отпусков и каникул, не стоит расстраиваться, ведь первый осенний месяц богат на всевозможные интересные мероприятия. Одним из самых ярких событий осени в Калининграде станет традиционный фестиваль исторических судов «Водная ассамблея», который пройдет на набережной Музея Мирового океана 10 сентября.
В этом году организаторов и гостей праздника ждет сюрприз от Морского технического колледжа им. Адмирала Д.Н. Сенявина, отмечающего в 2017 году свое 60-летие. 
В сентябре колледж совместно с Ассоциацией «Морское наследие» проводит восьмой Морской молодежный фестиваль «МОРФЕСТ-2017», который пройдет в Санкт-Петербурге, других городах России и на борту теплохода во время водного круиза.
В рамках фестиваля в Калининград придёт учебное парусное судно колледжа «Юный Балтиец». С 8 по 11 сентября парусник можно будет увидеть на Правой набережной, где он ошвартуется у причала компании Фишбот. В связи с этим 9 сентября в 12:30 в Музее Мирового океана состоится телемост «Санкт-Петербург – Калининград» и пресс-конференция, на которой присутствующие смогут задать вопросы о самом фестивале, об истории колледжа и корабля, о связи с Калининградом и совместных проектах. После окончания пресс-конференции для журналистов будет организовано посещение парусника «Юный Балтиец».

Краткая справка
Учебное парусно-моторное судно «Юный Балтиец» с 2012 года находится в оперативном управлении у СПБ ГАПОУ «Морской технический колледж». Судно было заложено на Балтийском заводе 26 июля 1988 года (строительный номер 00921) для Ленинградского дворца пионеров и школьников, 02 июня 1989 года спущено на воду. Оно стало первым учебным парусником, построенным в России с 1913 года. Представляет собой двухмачтовую шхуну с гафельно-бермудским вооружением.

Основные характеристики:

  • валовая вместимость — 441 т
  • дедвейт — 69 т
  • длина — 49,5 м
  • ширина 8,4 м
  • высота борта 6,0 м
  • осадка — 3,07 м
  • высота матч — 32 м
  • скорость хода — от 9 до 12 узлов
  • мощность двигателя — 1000 л.с.
  • площадь парусности — 500 м2.
  • экипаж: 19 моряков, 32 практиканта (возраст от 14 до 18 лет)

Первоначально судно принадлежало морскому клубу «Юнга» Городского дворца творчества. В первый рейс УПС «Юный Балтиец» вышло 14 июня 1989 года в город Ригу. За первую навигацию парусник посетил советские порты Балтийского моря: Вентспилс, Таллинн, Калининград.
За всё время своего существования «Юный Балтиец» принял участие во многих регатах и парусных праздниках.
В августе 2012 года «Юный Балтиец» был передан в управление Морскому техническому колледжу Санкт-Петербурга и встал на капитальный ремонт, в ходе которого судну вернули первоначальный цвет. Началась полная замена оборудования и механизмов как на штурманском мостике, так и в машинном отделении. 07 декабря 2015 года судно было освящено.
14 сентября 2016 года судно отправилось в первый после капитального ремонта рейс, который продлился две недели.
25 апреля 2017 года состоялась торжественная церемония начала навигации. Парусник отправился в шотландский порт Лох Ю. Вечером 17 мая вернулся в порт приписки Санкт-Петербург. С 21 по 23 августа находился в морском порту Выборг.


Если заметили ошибку,
выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter


   smedia