• Vistavki00011.jpg
  • Vistavki0007.jpg
  • vistavki0003.jpg
  • Vistavki0009.jpg
  • Vistavki0005.jpg
  • Vistavki00010.jpg
  • vistavki0001.jpg
  • Vistavki0006.jpg
  • Vistavki0004.jpg
  • Vistavki0008.jpg
  • vistavki0002.jpg

Плавмаяк "Ирбенский" ждет вашей поддержки!

В ночь с 29 на 30 июня плавмаяк Ирбенский ошвартовался у музейного причала, и практически сразу после этого начались работы по его реставрации и музеефикации.
За три месяца его стоянки появились первые экспонаты.
Совсем скоро свое законное место в ходовой рубке займет штурвал — его вместе с рулевой колонкой в подарок музею передал капитан учебного парусного судна «Юный балтиец» (Санкт-Петербург) Дмитрий Костин. Именно такой штурвал был в свое время установлен и на самом Ирбенском.
Почти полностью отреставрирован лоцманский катер, который сегодня его можно увидеть на корме судна. Восстановлением занимались мастера ООО «Шлюпочный участок» в реставрационной мастерской музея во Фридрихсбургских воротах, а деньги на реставрацию выделило ООО «ЛУКОЙЛ-КМН».
В маячную рубку «вернулась» отреставрированная линза Френеля с колпаком. Выпаленная из хрусталя, она требует очень бережного отношения, а поднять ее предстояло ни много ни мало на 18-метровую высоту.
Уже привезены и готовятся для реставрации машинный телеграф, эхолот, штурманский столик и другие предметы.
Готовится к переезду и 400-килограммовый туманный колокол, полученный Музеем Мирового океана в дар от Калининградской епархии Русской православной церкви. Сейчас он выставлен на причале перед Ирбенским, но в ближайшее время получит постоянную прописку на борту плавмаяка. Это один из старейших (если не самый старый) колоколов, находящихся на территории Калининградской области. Он был отлит в 1885 году — и даже сегодня на его плече отчетливо видна заводская марка, существовавшая в России ещё до революции. Долгое время колокол предупреждал моряков об опасности на маяке города Ревель. Пожалуй, это одна из последних настоящих рынд в мире, которая располагалась на плавучих маяках и помогала кораблям ориентироваться в тумане. В 1995 году колокол был передан Балтийским флотом Русской православной церкви. Там он и служил до настоящего времени.
Впереди еще ремонт каюты капитана, камбуза, кают-компании, радиорубки и других помещений. В них расположатся новые экспонаты, часть из которых еще предстоит найти. В связи с этим музей обращается за помощью ко всем, для кого маяк не пустой звук, а символ морского региона. Если у вас есть предметы морской тематики, предметы, связанные с маячным делом и плавучими маяками, мы будем рады принять их в дар или оформить договор временного хранения. Ваша помощь поможет «вдохнуть» новую жизнь в плавмаяк Ирбенский. И, возможно, именно Вы сможете с гордостью рассказывать своими детям и внукам о личном вкладе в сохранение морского наследия России.


190 лет Гидрографической службе

 

Гидрографическая служба Военно-Морского Флота России 13 октября отмечает свое 190-летие.
Её история начиналась в далеком XIX веке, когда И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский выполнили первые научные океанографические работы в открытом океане. Спустя два десятилетия после первой русской кругосветки, в октябре 1827 года, было создано Управление генерал-гидрографа, ставшее родоначальником современной гидрографической службы Военно-Морского Флота. Первым генерал-гидрографом назначили вице-адмирала Гавриила Андреевича Сарычева (1763—1831), выдающегося исследователя-океанографа, составителя многочисленных карт Берингова, Охотского и Балтийского морей. С этого момента начались работы Гидрографической службы ВМФ по накоплению и осмыслению результатов океанографических наблюдений, составлению описаний гидрометеорологического режима морских акваторий.
Вся история побед военного флота России связана с гидрографией как наукой. Неудивительно, что впоследствии гидрографическая служба стала структурным подразделением ВМФ России. Как отмечают сами моряки, победы на море ковались вначале именно гидрографами. Они обеспечивали функционирование флота, назначали оптимальные варианты его действий, и только потом уже шли в бой регулярные войска и силы.
Без сомнения, все те исторические события которые были в истории военно-морского флота России, все победы, все открытия смогли состояться прежде всего при условии отличного обеспечения со стороны гидрографической службы.
Сегодня в ее ведении находится около 10 000 объектов навигационного оборудования (в том числе маяки, знаки, буи, радионавигационные системы), более сорока гидрографических и океанографических судов, десятки гидрографических катеров. Специалисты службы выполняют съемки рельефа дна, грунтовые, гравиметрические и магнитные съемки, осуществляют метеорологические, аэрологические, гидрологические, гидрохимические, гидрооптические и другие наблюдения в Мировом океане.
Когда-то частью гидрографического флота был и плавмаяк «Ирбенский». Свой боевой пост он «сдал» в 2009 году, а в 2014 его передали Музею Мирового океана. Меньше чем за три года музею удалось провести докование «Ирбенского», а в июне 2017 года — и его буксировку в Калининград, где он ошвартовался у причала Набережной исторического флота. Это шестое судно в музейной флотилии, которое наверняка стало прекрасным подарком для гидрографов Балтийского флота.
Музей от всей души поздравляет всех сотрудников и ветеранов гидрографической службы с профессиональным праздником и желает традиционные семь футов под килем. Удачи и благополучия! И пусть свет маяка всегда помогает найти нужную дорогу!

 


Музей — школам области

В начале сентября Музей Мирового океана объявил  о начале акции «Музей — школам области».  В её рамках учащиеся общеобразовательных учреждений смогут бесплатно посетить самые популярные музейные объекты. К концу месяца предложением музея уже воспользовались пятьдесят школ города. В среднем каждая из них получила  500 билетов, а  школьники смогли побывать в экспозиции «Глубина», в аквариальном зале, посетить НИС «Витязь», средний рыболовный траулер СРТ-129 и Историко-культурный центр «Корабельное воскресение» во Фридрихсбургских воротах.  Акция продлится до конца первой четверти, и мы надеемся, что подобные социальные проекты станут доброй традицией в Музее Мирового океана. 


Малый флот музея разрастается

lodka Малая флотилия Музея Мирового океана  продолжает пополняться новыми лодками. Во Фридрихсбургских воротах 22 сентября состоится церемония передачи лодки-долбленки приозерной Мещеры в дар историко-культурному центру «Корабельное воскресение». В 11 часов на территории старой крепости соберутся  участники мероприятия — кадеты и курсанты, сотрудники музея, глава городского округа Рошаль Московской области Алексей Артюхин и руководитель проекта «Сердце Мещёры», генеральный продюсер Международного фестиваля «Хорошая песня», заместитель главы г.о.Рошаль по развитию Юрий Белоусов, чтобы вместе  встретить «новосёла».

Кстати, именно благодарю Юрию Белоусову лодка прибыла в музей. Дело в том, что Юрий Алексеевич родом из Калининграда. Потом судьба забросила его в Московскую область.

В 2016 году энтузиасты краеведческого клуба “Сердце Мещёры”, созданного в городе Рошаль Московской области, решили возродить старинный купальский обряд – гонки на лодках-долблёнках. В ходе этнографических исследований группой под руководством Юрия Белоусова в сёлах Окского бассейна состоялось знакомство с  мастерами, сохранившими  до наших дней секреты производства «чёрных» лодок. К лету 2017 года по традиционной технологии было изготовлено семь таких судов.

Уже в сентябре 2017 года в рамках Фестиваля славянской культуры и этноспорта “Традиционные игры Мещёры”, проводимого Администрацией городского округа Рошаль, состоятся традиционные игры “Мещёрские гонки - 2017”, главным событием которых станут соревнования на  лодках-долблёнках. Правда, участие в гонках примут лишь шесть судов. Седьмое прибыло во Фридрихсбургские ворота. Г-н Белоусов вместе со своими коллегами и единомышленниками решил, что в коллекции Музея Мирового океана, который он часто посещает, должна быть лодка, представляющая его новую родину. В итоге судно из Центральной России стало частью коллекции, рассказывающей о традиционных средствах передвижения по воде  из различных уголков мира.

Краткая справка

Исследователи относят лодки-долбленки приозёрной Мещёры, или чёрные лодки, к судам однодеревкам блочного типа, которые получили своё название от тёмного цвета — осмоления. Они уникальны, их распространение этнографически зафиксировано в малом регионе, локально расположенном в Окском бассейне на стыке Московской, Владимирской и Рязанской областей. Блочные долбленые суда происходят от нодеревых долбленок, изготавливавшихся из цельного дерева, и прослеживаются в европейском археологическом материале с первых веков до н. э. В России наиболее древней фрагмент блочной лодки был найден в 1947 году во время раскопок на Ярославовом дворище в Новгороде и датируется XII—XIII вв., при этом инструменты для изготовления таких лодок были обнаружены при раскопках в слоях XI—XIII вв. в Серенске, Старой Рязани, Москве, Слободке, Переславле Рязанском, Великом Новгороде и других местах.Технология изготовления мещёрских чёрных лодок дожила до наших дней. Лодка состоит из пяти частей: плоского днища, двух прямых бортовых досок, долбленых по всей длине в виде желоба, и двух оконечностей — кокор. Оконечности лодки делаются одинаковыми по форме, благодаря чему судно может хорошо ходить вперед и назад, не разворачиваясь. На некоторых лодках носовая и кормовая вставки имели прямую (горизонтальную) плоскость, на других — дугообразную (в виде желоба). В настоящее время мастера сколачивают части корпуса железными гвоздями и скобами, а ранее сшивали гибким можжевеловым корнем — вицей. Лодка управляется вёслами-гребками, а не распашными вёслами, закреплёнными в уключинах.  Эта древняя техника гребли и управления судном  появилась в эпоху позднего  неолита — ранней бронзы, во времена  первых лодок однодеревок. Умелые рыбаки до сих пор способны вести лодку одной рукой, гребя только с одного борта. 

 


Крещение плавучего маяка "Ирбенский"

В  Музее Мирового океана прошла церемония освящения и крещения нового музейного экспоната – плавучего маяка «Ирбенский», который после его отбуксировки из Кронштадта в Калининград в июле 2017 года пополнил коллекцию флотилии музея. Морской переход плавучего маяка состоялся при поддержке Благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ». 

Поскольку плавучий маяк «Ирбенский», который был построен в 1962 году по заказу Советского Союза на верфях Финляндии, при спуске на воду не проходил отмененную тогда флотскую традицию освящения и крещения судна, руководство Музея Мирового океана приняло решение провести такую церемонию. Представитель Калининградской епархии РПЦ отец Давид освятил судно, а президент Благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ» Н.Ю. Алекперова стала его крестной матерью. В мероприятии приняли участие министр культуры и туризма Калининградской области А.В. Ермак, мэр города Калининграда А.Г. Ярошук, генеральный директор Музея Мирового океана С.Г. Сивкова, капитан первого ранга, начальник гидрографической службы Балтийского флота А.А. Анисин, экипаж парусника «Юный балтиец». 
В 1962 году плавучий маяк «Ирбенский» был установлен в Ирбенском проливе Балтийского моря. Он оказался последним построенным обитаемым плавучем маяком во всем мире. Судно функционировало по своему назначению до 1985 года, а затем было отбуксировано сначала в Балтийск, а затем в Ломоносов, где использовалось военными моряками в качестве штабного помещения до своего списания в 2009 году. В августе 2014 года маяк передан Калининградскому Музею Мирового океана. 
Плавучий маяк «Ирбенский» занял достойное место в коллекции флотилии Музея Мирового океана, в состав которой входят, в частности, ледокол «Красин», научно-исследовательские судна «Витязь» и «Космонавт Виктор Пацаев», подводная лодка «Б-413». 
Плавучий маяк — судно специальной конструкции, оборудованное маячным огнем, радиомаяком, звуковым передатчиком и гидроакустическим сигнальным устройством. Они устанавливались в открытом море для предупреждения о какой-либо крупной навигационной опасности и как приемные маяки для указания мореплавателям точки подхода к порту, в которой судно может уточнить свое место в море или принять лоцмана, если на таком маяке имеется лоцманская станция.


Если заметили ошибку,
выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter


  • 006.jpg
  • 005.jpg
  • 0015.jpg
  • 0014.jpg
  • 003.jpg
  • 0017.jpg
  • 0011.jpg
  • 0013.jpg
  • 008.jpg
  • 0010.jpg
  • 009.jpg
  • 001.jpg
  • 0020.jpg
  • 007.jpg
  • 004.jpg
  • 0019.jpg
  • 0016.jpg
  • 002.jpg
  • 0012.jpg
  • 0018.jpg
Январь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   smedia